Рынок интернет-разработок в кризисном 2009 году продолжал расти, финансовые потрясения привели к обновлению отрасли, появлению направлений, которых прежде не было. Более того, кризис стал самым активным игроком этого рынка в минувшем году, повлияв на среднее качество оказываемых компаниями услуг и на эффективность взаимодействия с заказчиком.
С одной стороны, интернет как канал коммуникаций вырос на фоне других, стремительно падающих, рекламных сегментов. С другой стороны, в условиях жесткой экономии бюджетов заказчик перестал реагировать на «красивые картинки» и стал требовать достижения конечных бизнес-задач, что не могло не сказаться положительно на качестве оказываемых услуг с точки зрения маркетинга и продаж, отмечается в дайджесте экспертной группы «Тэглайн».
Большое количество небольших игроков на рынке (порядка 4000 преимущественно мелких компаний) делают рынок непрозрачным и затрудняют подсчет реального оборота. В 2008 году он оценивался на уровне 6,8 млрд руб. При увеличивающемся объеме рынка в 2009 году кризис стал тем самым элементом оздоровления и стимулом развития, который был так нужен отрасли.
Одним из самых важных факторов, повлиявших на рыночную ситуацию в 2009, стало желание заказчика использовать вкладываемые деньги в интернет с максимальной отдачей. «Самым важным событием я считаю тот факт, что заказчик протрезвел и начал всерьез оценивать ROI (эффективность возврата инвестиций). Это еще внесет существенные коррективы в рынок», - полагает генеральный директор ADV/web-engineering Алексей Персианов.
Это способствовало «вымыванию» непрофессиональных исполнителей с рынка и привело к увеличению рыночной доли компаний, нацеленных на достижение целей своих клиентов. В условиях кризиса бизнес-процессы и позиционирование многих компаний оказались неэффективными, что вынудило наиболее мобильных игроков рынка пересмотреть свою маркетинговую стратегию и набор продуктов, предлагаемых заказчику, говорится в обзоре «Тэглайн».
«Безусловно, этот кризисный год привел к некой консолидации рынка - сильные игроки стали еще сильнее (за счет новых контрактов и ухода с рынка более слабых, мелких игроков). Сам рынок также продолжил меняться - "сайтостроительство" отходит на второй план, освобождая дорогу комплексному стратегическому подходу к digital- коммуникациям. Клиенты обращают все больше внимания на правильные показатели эффективности. Рынок потихоньку взрослеет», - констатирует управляющий директор, Actis Wunderman Анна Свердлова.
В связи с требованием повышения эффективности существенно «просел» сегмент «корпоративных сайтов», но при этом выросли сегменты разработки систем автоматизации и «быстрых» промо-акций, которые снижают издержки и повышают продажи. Большое число крупных игроков стало уделять пристальное внимание комплексным и долгосрочным услугам поддержки и развития проектов. В выигрыше остались те компании, которые сумели быстро перестроиться и адаптироваться к новым условиям.
«Особенно пострадали сегменты luxury и строительства. Одновременно с этим вырос рынок интернет-рекламы и SEO. Достаточно сильно изменился сам рынок веб-разработки: закрылось несколько крупных студий, а также большое количество средних и маленьких. Оставшиеся компании начали объединяться в разного рода ассоциации, чтобы выстоять в кризис. Пожалуй, слияние - основная тенденция 2009 года», - отмечает генеральный директор «Бюро Пирогова» Василий Пирогов.
Еще одной важнейшей тенденцией 2009 года стал выход государства на рынок. Усилилось как внимание государства к госпроектам в сети, так и контроль качества выполнения работ. Как отмечают аналитики, все чаще видят свет проекты, реализованные достойно, и все чаще на отраслевых тендерах побеждают компании из отрасли, а не структуры, аффилированные с представителями заказчика или подрядчиками из смежных областей (интеграторами и пр.).
При этом порог входа на рынок остаётся довольно низким. Продолжают плодиться веб-студии из 2-3 фрилансеров с несколькими проектами в портфолио. Однако выживаемость таких проектов становится всё ниже, что связано с ориентированностью заказчиков на конечный результат и долгосрочное сотрудничество.
Ситуация на рынке кадров в течение года была довольно стабильной. С началом кризиса уменьшились перегретые ставки по ключевым специалистам в отрасли. Компании прекратили «зарплатную гонку», многие крупные игроки начали договариваться между собой о типовых диапазонах оплаты труда по целому спектру позиций.
Кадровая политика компаний оценивается как более взвешенная и спокойная. Уменьшилась текучка сотрудников, занимающих ключевые позиции, люди стали более серьезно держаться за свои рабочие места. Компании стремились избавиться от «балласта», стараясь сохранить наиболее эффективных сотрудников. Устроиться на работу квалифицированному кандидату по-прежнему не составляет особого труда.
В 2010 году рынок ожидают как крупные поглощения успешных компаний, так и массовое объединение в компактные формации небольших компаний из смежных сегментов. Компании, способные эффективно закрывать все digital-направления своего заказчика, получат преимущество перед конкурентами (в том числе, сетевыми агентствами). При этом для средних и мелких игроков рынка узкая специализация останется наиболее эффективной моделью.
Продолжится активное заимствование наиболее успешных западных инновационных технологий и их вывод на российский рынок: сейчас активно развиваются такие разные области как SaaS, коммуникационные проекты в микро-блогах, технологии дополненной реальности, eye-tracking системы оценки юзабилити и пр.
Аналитики экспертной группы «Тэглайн» ожидают активного развития услуг в области независимого консалтинга на рынке, начиная от аудита эффективности работы с текущими подрядчиками компании и заканчивая разработкой комплексной стратегией присутствия бренда в интернете
Важным трендом станет неизбежное увеличение долги «честных» госпроектов, реализуемых по ценам, приближенным к рыночным, в портфелях крупных и средних игроков рынка.
Параллельно с развитием агентского бизнеса компании будут создавать собственные проекты, закрывая таким образом дыры в производственном плане и надеясь получить большую норму прибыли.
По материалам дайджеста экспертной группы «Тэглайн»