Внешнеторговый оборот России в 2009 году сократился на треть по сравнению с предыдущим годом. По данным таможенной службы, снижение произошло и по импорту, и по экспорту. Но вместе с тем, сальдо во внешнеторговом обороте страны осталось положительным. Экспорт сократился на 35,5% - до $301,6 млрд, а импорт упал на 37,7% - до $167,4 млрд.
Таким образом, сальдо со знаком плюс составило $ 134,3 млрд, что на 66,2 млрд меньше, чем в 2008 году, то есть - на 33%. Если брать отдельные категории импорта, то наибольшие потери прибылей от экспорта российская экономика за прошедший год понесла в химической промышленности, нефтегазовой сфере и автомобилестроении.
Колебания цены на нефть на мировом рынке привели к тому, что несмотря на возросшие на 2,9% объёмы экспорта доходы от поставок нефти в страны дальнего зарубежья по сравнению с 2008 годом снизились на 37,9%. В 2009 году доходы от экспорта нефти составили $88,6 млрд. при этом объёмы проданной за рубеж нефти составили 210,926 млн тонн.
Основными причинами снижения объёмов газового экспорта стал январский украино-российский конфликт и снижение отбора российского газа в связи с предпочтением странами Евросоюза сжиженного природного газа. Объёмы поставленного природного газа в дальнее зарубежье в 2009 году снизились на 23,9% и составили 120,5 млрд кубометров. Если брать в расчёт и страны СНГ, то всего Россией на внешний рынок было поставлено 150,07 млрд. кубометров газа на общую сумму $39,38 млрд.
Резко сократился экспорт продукции химической промышленности - на 39% в стоимостном объёме и на 15% в физическом. Как отмечается в сообщении Федеральной таможенной службы, снижение экспорта произошло по всем товарным группам продукции химической промышленности.
Автомобилестроение - еще одна серьезно пострадавшая от кризиса отрасль промышленности. В прошлом году Россия поставила на экспорт 40,5 тыс. легковых автомобилей на общую сумму $236,6 млн. Из этого числа в страны дальнего зарубежья было поставлено 11,5 тыс. российских легковушек на $76,4 млн, что на 18,3% меньше, чем в 2008 году. Ещё больше снизились поставки за пределы СНГ грузовых автомобилей - на 25,4%. Всего в дальнее «забугорье» было поставлено 3,1 тыс. грузовых автомобилей.
В 2009 году Россия закупила за рубежом 521,3 тыс. легковых машин на $8,51 млрд и 24 тыс. грузовиков на $589 млн. При этом импорт грузовиков из стран дальнего зарубежья сократился по сравнению с 2008 годом сразу на 74,3% - до 472,6 тыс. на сумму в $8,2 млрд). Включая же страны СНГ, поставки грузовых автомобилей уменьшились на 83,1% - до 23,7 тыс. машин (на $578 млн.)
Что касается российского импорта, то традиционно составлявшие его основу закупки за рубежом продовольственных товаров и сырья для них сократились в стоимостном выражении на 14,3%. При этом импорт продовольствия из стран СНГ упал на 21,5%. Доля импорта продовольствия составила среди всей номенклатуры поставляемых из-за рубежа товаров из стран дальнего зарубежья и государств СНГ соответственно 17,5% (на 4,2% больше, чем в 2008 году) и 18,7% (повысилась по сравнению с предыдущим годом на 3,9%).
Среди продуктов питания, ввозимых из дальнего зарубежья, существенно снизились поставки в Россию сахара и сливочного масла - на 48,2% и 27,1% соответственно. Также отмечено сокращение объёмов поставляемого из-за пределов СНГ мяса птицы (на 20,8%), мяса (19,4%), рыбы (на 10,1%), сыров и творога (на 7,8%).
В странах СНГ Россия реже стала закупать подсолнечное масло. Здесь падение импорта по сравнению с 2008 годом составило 61,3%. Чуть ли не на половину сократились закупки на постсоветском пространстве пшеницы - на 46,7%. Также упал импорт из государств Содружества сыров и творога (на 1,3%) и изделий, содержащих какао (0,8%).