Как предполагают в Росстате, примерно пятая часть российской экономики находится в тени. Таким образом, ее реальный объем неизвестен, что затрудняет и дальнейшее прогнозирование. Тень стала заметно расти в конце 2008 года, когда Россию захлестнул мировой кризис. Однако массового ухода предприятий в эту «темную» зону не произошло, полагают эксперты.
«По нашим оценкам, она (доля теневой экономики) стала расти начиная с конца третьего квартала прошлого года (имеется в виду 2008 год, прим.ред.), когда начались кризисные явления, когда ухудшилась ситуация на рынке труда. Я думаю, что примерно пятая часть экономики сейчас находится в тени», - заявил глава Росстата Александр Суринов в интервью «Российской газете».
Теневая экономика только частично связана с криминальными видами бизнеса. По большому счету - это так скорее ненаблюдаемая с помощью имеющихся инструментов экономическая деятельность. Сюда входят такие совершенно противоположные по своему социальному смыслу занятия как торговля наркотиками и, например, репетиторство.
По словам Суринова, имеется 5 областей ненаблюдаемой экономики. Именно в первую и можно отнести криминал с точки зрения государства. Речь идет о производстве товаров и услуг, которые запрещены к производству и реализации на территории страны. «Условно говоря, если у нас проституция запрещена, значит, это теневая экономика. В Германии разрешена, и значит, это не теневая экономика. То же самое с наркотиками, торговлей оружием. Все страны мира декларируют, что запрещенное производство надо включать в оценки ВВП, но мало кто реально это делает, потому что нет надежных методов измерения. Мы тоже декларируем, но не включаем», - уточняет глава Росстата.
Вторая проблемная область, по его словам, это так называемое скрытое производство, при котором скрываются его размеры, чтобы уйти или от налогов, или от исполнения, например, трудового законодательства. «Здесь у нас оценки есть. Способов оценки много...», - отметил глава Росстата.
Еще есть так называемая неформальная деятельность, констатирует Суринов. «Это когда создаются предприятия, которые не регистрируются, но они и не должны регистрироваться. Например, репетиторство. Здесь у нас тоже ведутся обследования с помощью опросов населения, и наши цифры относительно надежны», - пояснил он.
Четвертой проблемной зоной для расчетов, по его словам, являются личные подсобные хозяйства населения и «все, что производится внутри семьи для себя». «Это не только производство продукции сельхозназначения, строительство для себя», - уточнил глава Росстата.
Пятая зона, по словам главы статистического ведомства, связана со слабостью статистических наблюдений. «То есть мы не охватываем все предприятия, которые должны быть охвачены», - пояснил он.
Также Суринов подтвердил намерение Росстата провести в начале 2011 года сплошное статистическое исследование субъектов малого и среднего предпринимательства. «Начинаем подготовку к сплошному обследованию малого бизнеса, которое у нас пройдет в начале 2011 года. Это тоже колоссальная работа, потому что некоторые рынки товаров - это только малый бизнес», - подчеркнул чиновник.
Недавно эксперты Deutsche Bank пришли к выводу о том, что теневая экономика повышает устойчивость стран к рецессии. В условиях кризиса теневой бизнес даёт возможность гражданам заработать.
Австрийский профессор из университета города Линц Фридрих Шнайдер считает, что теневая экономика - вообще, лучший способ борьбы с рецессией. Объясняет Шнайдер это тем, что деньги, зарабатываемые нелегально, в банках не накапливаются, а тут же тратятся, повышая потребительский спрос. Впрочем, деньги, заработанные нелегальным путем, в России предпочитают не тратить, а перевести в твердую валюту и хранить, полагают эксперты.