Программа по поддержке отечественной автомобильной промышленности, построенная по принципу «наличные за автохлам», начнет действовать с 8 марта. Такое поручение глава российского правительства дал руководителю Минпромторга России Виктору Христенко. А в тестовом режиме принимать к утилизации старые легковушки у граждан начнут с февраля.
Напомним, что предложение Минпромторга о проведении в качестве эксперимента в Москве, Санкт-Петербурге и ещё в 17 регионах Российской Федерации программы в правительство было внесено в конце ноября прошлого года. Критериями отбора регионов, где на первых порах будет внедряться программа, которую затем распространят на всю территорию России, являются наличие в нём автопарка, составляющего не менее 2% от общероссийского и значительная концентрация автобизнеса.
Приниматься к утилизации будут легковые автомобили старше десятка лет снаряжённой массой до 3,5 тонн, как отечественного, так и иностранного производства, с регистрацией на последнего владельца не менее одного года. Автовладелец при этом должен получить сертификат на 50 тысяч рублей, который может быть использован только на приобретение нового автомобиля, произведённого в России. Причём речь идёт не только об автотехнике отечественных марок, но и об иномарках, собранных на российских предприятиях.
При этом Виктор Христенко во время вчерашней встречи с Владимиром Путиным особо подчеркнул, что речь идет только о тех автомобилях, производимых иностранными компаниями в России, «по которым вышли на полномасштабное производство или имеют обязательства по полномасштабному производству». По оценке Минпромторга, озвученной Виктором Христенко, в рамках программы россиянам будут доступны 60-65 моделей автомобилей.
По словам главы Минпромторга, на субсидии автовладельцам, решивших заменить автомобиль, планируется выделить 10 млрд руб., то есть в расчете на обмен 200 тыс. машин. Плюс к этому, предполагается, что 1 млрд руб. уйдет на возмещение транспортных расходов организаций по перевозке к последнему пристанищу отъездивших своё «железных коней».
«Сделать это нужно таким образом, чтобы система работала с экономической точки зрения эффективно, действительно оказывала поддержку автопрому и была необременительной для граждан», - цитирует Владимира Путина официальный сайт правительства Российской Федерации. Однако, по информации «Интерфакса» со ссылкой на представителей Минпромторга, некоторое денежное обременение автовладельцев все же ждет - утилизация старых автомобилей будет платной. Её стоимость, как заверили «Интерфакс» в министерстве, будет зависеть от региона, но не будет превышать 3 тыс. руб. за одно автотранспортное средство.
Премьер-министр отметил, что вероятно будут и сложности в реализации программы, ибо программа для России в новинку. «У нас нет достаточных мощностей для переработки этой техники, не отработаны логистические схемы к местам утилизации, необходимо решить и ряд других вопросов финансового и чисто бюрократического характера», - отметил премьер в беседе с Виктором Христенко.
Говоря о сложностях, с которыми придется столкнуться, Виктор Христенко в первую очередь отметил сложности с открытием самих пунктов по утилизации автомобилей. «Их (пунктов) на сегодняшний день реально порядка 12-15, но мы рассчитываем на то, что за счет реализации схемы субсидий по доставкам (машин) к этим пунктам мы сумеем вовлечь в эту схему достаточное количество заинтересованных владельцев транспортных средств», - отметил Христенко.
Вопрос о поиске предприятий, которые могли бы быть вовлечены в программу, начался ещё летом прошлого года. Тогда же правительство Самарской области предложило принять участие в проекте АвтоВАЗу, который полностью отвечает предъявляемым правительством требованиям к предприятиям по утилизации автомобилей: предприятие-утилизатор должно иметь производственные мощности, позволяющие перерабатывать не менее 40 автомобилей в смену, складские помещения должны составлять не менее 20 квадратных метров на одну машину. На АвтоВАЗе данную идею поддержали, но заявили, что приоритетом в развитии предприятия должна остаться программа реструктуризации производства.
Пионерами в автообмене стали Соединенные Штаты. В этом году на программу Cush for clunkers («Деньги за драндулет») государство выделило 2 миллиарда долларов. Страна выкупала подержанные автомобили, а на недостающую для покупки нового автомобиля предоставляет кредит. Однако эффект от этой программы, как показала статистика продаж, оказался временным.
Стоит отметить, что в 12 европейских странах уже действует программа, наподобие американской Cush for clunkers. Чехия, Польша и Венгрия рассматривают возможность её принятия. Правда есть некоторые различия, касающиеся в основном суммы выплат. Наименьшую сумму за автомобили возрастом до 10 лет предлагают во Франции и Румынии - 1000 евро. В отличие от восточно-европейской страны, французы обещают ещё и налоговые льготы. В Нидерландах за машину полагается компенсация в размере от 750 до 1750 евро, но их возраст несколько увеличен - до 13 лет.
Самые крупные компенсации за поддержанные автомобили готовы выплачивать в Италии (1500-6500 евро) и Германии (2500 евро), но их возраст должен быть не более 9 лет. В Греции же вообще решили обойтись лишь налоговыми льготами при регистрации нового автомобиля, снизив их наполовину.
Что же касается эффекта, которого сумели достичь зарубежом, то, например в Германии немецкие автопроизводители за восемь месяцев 2009 года увеличили продажи на 27% благодаря акции, которая обошлась стране в 5 млрд евро. В США программа утилизации стоила несколько миллиардов долларов и позволила эффективно стимулировать продажи: по ней реализовано около 700 тыс. новых машин.