Белоруссия в одностороннем порядке потребовала более чем в 5,5 раза увеличить плату за транзит российской электроэнергии. Сейчас через эту республику компания «Интер РАО ЕЭС» поставляет электричество в Литву, Латвию, а также Калининградскую область. За «энергетической войной» России и Белоруссии теперь с беспокойством следят еще и в Германии.
Сегодня в Минске должны пройти переговоры между «Интер РАО ЕЭС» и ГПО «Белэнерго». Еще в конце ноября прошлого года, когда «Интер РАО ЕЭС» направила своим белорусским партнёрам предложения о тарифе на транзит. Российской стороной предлагалась пропорциональная компенсация затрат в связи с увеличением объёмов транзита. По мнению российских энергетиков, предлагаемые пропорции компенсаций полностью соответствуют договору между «Интер РАО ЕЭС» и «Белэнерго» о транзите, заключённому в прошлом году на пять лет.
Минск промолчал в ответ на данные предложения, однако в белорусской прессе появились высказывания представителей «Белэнерго» о слишком заниженном размере увеличения тарифа на электроэнергию. По данным белорусской стороны, Россия значительно увеличила экспорт электроэнергии в Литву, а предложенные изменения тарифов не покрывают всех издержек.
В ответ Москва также обвинила Минск в несогласованном транзите электроэнергии через территорию Смоленской области из Украины. Вице-премьер Игорь Сеченов в конце декабря, в этой связи заявил, что из-за неоплаты Украиной транзита РАО ЕЭС понесли убытки в несколько миллионов долларов США.
В начале текущего года Белоруссия начала открыто шантажировать Россию прекращением подачи электроэнергии в западный российский анклав. В заявлении «Белэнерго» говорится, что Россия несанкционированно поставила туда 39,5 миллионов кВт, что «вынуждает белорусскую сторону рассматривать меры по прекращению несанкционированного коммерческого перемещения электроэнергии через сети белорусской энергосистемы». Заявление было сделано 4 января, но падения напряжения в сетях Калининградской области не отмечено. Равно как и российская нефть поступает в Белоруссию в штатном режиме.
Нынешний конфликт из-за транзита российской электроэнергии стал продолжением разразившегося в конце прошлого года нефтяной войны, на которой теперь открыт «электроэнергетический фронт». Напомним, что Белоруссия в январе 2007 года уже перекрывала транзит российской нефти в страны Западной Европы. Тогда Минск ввёл пошлину на транзит нефти через свою территорию в размере $45 за тонну. Россия посчитала её чрезмерной и платить отказалась.
Конфликт удалось сгладить и было подписано межправительственное соглашение, действие которого истекло 1 января сего года. Оно предусматривало, что плата за транзит составит $3,9 за тонну. В свою очередь Белоруссия получала нефть по льготной экспортной пошлине, составлявшей всего 35,6% от стандартной.
В прошлом году Минск закупил в России 26 млн. тонн нефти. Из объема потребности Белоруссии составили всего лишь 8 миллионов, а остальная нефть была реэкспортирована. Таким образом, белорусская экономика фактически дотируется российским государством и происходит это на протяжении многих лет.
Ещё 10 декабря прошлого года на заседании Высшего государственного совета Союзного государства России и Белоруссии Дмитрий Медведев заявил, что найдено «принципиальное решение» о сотрудничестве в нефтяной сфере. Однако до конца года оно так и не было подписано.
С начала этого года белорусская делегация в Москве побывала уже дважды, но эти визиты так и остались безрезультатными. Россия, согласно заявлению вице-премьера Игоря Сечина, готова поставлять союзному государству нефть, не облагая экспортной пошлиной лишь ту часть, которая будет использоваться на внутреннем белорусском рынке - 6,3 млн тонн в год. Ещё 1,7 млн Белоруссия добывает сама. Остальная нефть, которую будет закупать Минск должна облагаться экспортной пошлиной в полном объёме, то есть равняться $267 за тонну. Планировалось, что Россия поставит 21,5 млн тонн нефти, излишки которой после переработки на белорусских заводах должны были «уйти» на Запад в виде топлива.
Естественно, что Белоруссию, которая всё это время жила за счёт дисбаланса между собственными потребностями в нефти и её фактическими поставками, подобный вариант не устраивает. По оценкам белорусских экспертов, принятие российских предложений обойдётся экономике страны в $2,5 млрд. Вопрос можно было бы решить, согласись Минск продать два крупнейших своих нефтеперерабатывающих завода России, но видимо в белорусских верхах очень не хотят с ними расставаться. Поэтому и в данном вопросе белорусы пошли на шантаж, пригрозив вернуться к заоблачным 45 долларовым транзитным тарифам, а заодно расторгнуть договор о создании таможенного союза.
Меж тем нерешённость нефтяного спора между двумя частями «бумажного» союзного государства серьёзно обеспокоила Германию, 35% потребностей которой в нефти удовлетворяется за счёт поставок из России через Белоруссию. В частности, как пишет немецкая Die Welt, если Минск всё-таки осуществит свои угрозы и опять сложится ситуация «а-ля январь 2007 года», остановка расположенных на востоке Германии нефтеперерабатывающих заводов в Шведте и Лойне неминуема.
В Шведте, например, перерабатывается каждая десятая импортируемая Германией тонна нефти. Почти на все заправки в Берлине, а также в федеральных землях Бранденбург и Мекленбург-Передней Померании поставляется именно бензин и дизельное топливо из Шведта. В настоящее время за развитием ситуации в отношениях между Москвой и Минском следят и такие нефтегиганты, как BP, Shell, Agip и Total, являющиеся совладельцами завода в Шведте.
Как отмечает Die Welt, несмотря на близость Шведта к Ростокскому порту, нет возможности использовать в случае «нефтяного тупика» нефтеналивные суда. Во-первых, осадка даже танкеров среднего водоизмещения не позволяет им заходить в Росток. Рассчитывать приходиться лишь на танкера малого водоизмещения. Однако справится ли с обработкой большого числа судов немецкие и российские терминалы, а заодно не повлечёт ли это перегруженность и без того оживлённых районов судоходства?
Во-вторых, пропускная способность трубопровода, соединяющий Росток и Шведт слишком мала для полноценного снабжения завода нефтью. Нефтяные компании-владельцы завода, как пишет немецкое издание, в виду малой пропускной способности этого нефтепровода, уже вынуждены проводить эксперименты с добавками, повышающими текучесть нефти. Речь идет о химических препаратах, которые способны довести вязкую сырую нефть до такой степени текучести, чтобы можно было перегонять по трубопроводу значительно большее количество этого топлива.
К возможным, но отнюдь не светлым, перспективам снабжения Германии нефтью морем готовится и Россия. Так, государственный концерн «Транснефть» вкладывает в расширение нефтеналивного терминала в Приморске близ финской границы несколько миллиардов евро. Еще одна нитка трубопровода под названием «Балтийская трубопроводная система - 2» (БТС-2) ведет к нефтеналивному терминалу в Усть-Луге.