В преддверии Нового года была введена в строй первая очередь нефтепроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО), по которой российская нефть начнет экспортироваться в Азию. Относительно экономической эффективности проекта у ряда экспертов существуют сомнения, хотя проблема диверсификации поставок является критически важной для России.
Относительно последнего утверждения стоит привести мнение многоопытных в геополитике и геоэкономике британцев. Как пишет Sunday Telegraph запуск ВСТО «будет иметь глубокое воздействие на глобальную политику, дипломатию и будущий порядок в мировой экономике».
Кстати, одновременно с запуском ВСТО показательно проявили себя транзитные проблемы на европейском направлении. Россия предупредила ЕС о возможности приостановки поставок сырой нефти в Словакию, Чехию и Венгрию из-за требований Украины повысить тариф на транзит.
В Европе интерпретировали это сообщение довольно четко. «В условиях истощения нефтяных месторождений Северного моря и с учетом ожиданий, что нефть больше никогда не будет дешевой, любые манипуляции России с ее энергоресурсами крайне важны» - отмечает британская The Daily Mail.
«Мы уходим от излишней зависимости от транзитных стран», - в свою очередь заявил Путин, напомнив, что нефтепровод ВСТО полностью находится на территории России, пишет РИА Новости.
С экономической точки зрения, проект получился крайне дорогостоящим. В конце 2006 года смета на строительство ВСТО составляла $11,232 млрд. Сейчас сообщается о том, что стоимость ВСТО составит порядка $17 млрд. Также стоит напомнить о том, что для финансирования проекта были получены средства от Китая в объеме $25 млрд. в обмен на поставки нефти в течение ближайших двадцати лет.
Строительство нефтепровода осуществляется в два этапа. Первый этап обошелся в $13 млрд. «ВСТО-1» включает строительство ветки Тайшет - Сковородино протяженностью 2,694 тыс. километров и мощностью 30 млн тонн в год, семи нефтеперекачивающих станций (НПС), специального морского нефтеналивного порта (СМНП) «Козьмино» мощностью 15 млн тонн нефти в год.
Сейчас нефть будет доставляться от Сковородино до СМНП «Козьмино» по железной дороге, что прибавляет к стоимости транспортировки немалые суммы. Себестоимость доставки нефти по этому маршруту достигает по ранее озвученным президентом «Транснефти» Николаем Токаревым цифрам $130 за 1 тонну.
Для того, чтобы поддержать сверхдорогие поставки в азиатском направлении была обнулена пошлина на экспорт нефти с месторождений Восточной Сибири. Таким образом, на данный момент прокачка нефти по ВСТО обеспечивается за счет недополученных государственным бюджетом доходов.
Впрочем, если указанные британцами «манипуляции России» действительно смогут повысить цены на углеводороды на мировом рынке, потери, вероятнее всего, окупятся. К тому же по ВСТО планируется поставлять более качественную, а стало быть, и более дорогую нефть. Нефти, как обещают официальные лица, хватит. Но по мнению некоторых экспертов, для заполнения восточной трубы придется перебрасывать ресурсы с западного направления.
Строительство НПЗ на восточном маршруте не предполагается. Россия сохраняет ставку на экспорт именно сырой нефти, а не продуктов ее переработки. По словам Путина, строить нужно только те предприятия, которые будут приносить реальный доход. «Нефть стоит дороже. Это такие искаженные реалии сегодняшней экономики», - отметил премьер.
На втором этапе возведения системы ВСТО предусматривается строительство линейной части трубопровода непосредственно от Сковородино до СМНП «Козьмино» протяженностью 2,1 тыс. километров, восьми НПС и расширение спецморнефтепорта. Кроме того, в соответствии с соглашениями между правительствами РФ и Китая в рамках проекта прокладки трубопровода строится ветка Сковородино - граница КНР.
Россия не отказалась от идеи проложить трубопровод из Восточной Сибири к Северному Ледовитому океану, заявил в беседе с журналистами премьер-министр Владимир Путин. При этом он признал, что рынок сбыта на этом направлении лишь один - Северная Америка, пишет РБК.