В первом квартале 2010 года могут быть пересмотрены ставки импортных пошлин. Об этом заявил замминистра экономического развития Андрей Слепнев. За последний год заградительные таможенные сборы были введены, в частности, на импорт автомобилей и металлургической продукции. В мае Москва намерена выровнять пошлины с членами Таможенного союза.
Новые пошлины на ввозимые из-за рубежа легковые и грузовые иномарки были введены 12 января 2009 года. Ставки на новые автомобили иностранного производства выросли до 30% с 25% от таможенной стоимости с пропорциональным повышением специфической ставки, исчисляемой в евро за один кубический сантиметр объема двигателя.
Одновременно был снижен с 7 до 5 лет возраст автомобиля, после которого легковой автомобиль относят к категории подержанных. По планам правительства, эта мера должна была стать одной из важнейших антикризисных мер в российском автомобильной промышленности и действие ставок было продлено в сентябре 2009 года.
В мае 2010 года в рамках создания Таможенного союза Москва скорректировать пошлины на импорт автомобилей. Сейчас в России ввозные ставки в несколько раз выше чем у соседей и партнеров по Таможенному союзу Белоруссии и Казахстане. Суммарные таможенные платежи для мощных машин составляют от 50% до 100% стоимости автомобиля, в то время как в Белоруссии порой не превышает 15%.
Остается неизвестным, будут ли российские пошлины снижены до уровней ставок стран-партнеров, или ставки будут регулироваться взаимно. «Мы заинтересованы в том, чтобы не устраивать дополнительных проблем нашим производителям, не посылать негативные сигналы инвесторам, которые пришли с проектами в Россию», - цитирует замминистра РИА Новости. Участники союза уже заменили ряд импортных пошлин. В России неизменными остались 82% пошлин, в Белоруссии - 75%, в Казахстане - только 45%. Казахстан повысил 45% пошлин, Россия - 4%, а Белоруссия - 18%.
В середине августа был обнародован доклад Минпромторга РФ, в котором оценивалась эффективность введения защитных пошлин на импортируемые в Россию подержанные и новые автомобили. Количество ввозимых поддержанных иномарок сократилось в первом полугодии сразу в 17,2 раза - с 186 тыс. штук до 10,8 тыс. штук. Пошлинные сборы полученные благодаря импорту новых автомобилей в январе-июне сократились на 52%, упав с 88,6 млрд до 42,7 млрд рублей.
Ранее Андрей Слепнев уже сообщал о наличии планов по пересмотру пошлин на импорт автомобилей, ссылаясь на данные о том, что прикрытые таможенными барьерами производители начинают повышать цены. В частности, был приведен в качестве примера рост цен на отечественные комбайны после повышения импортных пошлин на зарубежную сельхозтехнику.
Вместе с тем, оценить реальную эффективность действия заградительных пошлин довольно сложно. Падение объема продаж автомобилей в России и в мире было связано с кризисным падением спроса.
Возможно повышение ставок позволило российским автопроизводителям упасть не столь глубоко, как это могло случиться. С другой стороны, действие защитных пошлин в долгосрочной перспективе может сделать отечественный автопром еще менее конкурентноспособным.