На прошлой неделе на российских заправках существенно упали цены на топливо с высоким октановым числом. Так, бензин Аи-92 в среднем подешевел на 46 копеек за литр, а Аи-95 - на 34 копейки. После резкого весеннего скачка топливо только и делало, что дорожало. «Виновницей» нынешнего изменения тарифов называют Федеральную антимонопольную службу.
После того, как весной произошёл резкий скачок цен на бензин, топливо на российском рынке только то и делало, что дорожало. Так продолжалось до сентября. На сентябрьском уровне цена на бензин, если не считать незначительных колебаний, подошла к зиме. И тут резко ушла вниз.
На прошедшей неделе оптовая цена на «девяносто второй» упала на 26,7 %, а Аи-95 подешевел на 17,6%. За тонну давали, соответственно, 19016 и 22800 руб. Но оказывается и на резком удешевлении тоже можно неплохо заработать.
Падение розничных цен на автомобильное топливо оказалось не столь впечатляющим, как на оптовом рынке. Судя по всему, нефтяники (они же в большинстве случаев и переработчики) с учетом всей мощи своих «вертикально-интегрированных структур» неплохо заработали на разнице между оптом и розницей.
Безусловно, между ценами на нефть и нефтепродукты должны существовать временные задержки. Можно предположить, что российские нефтепереработчики отыгрывают до «разумных пределов» падение цены на нефть со $147 до $32.
Стоит напомнить, что ещё в феврале этого года Федеральная антимонопольная служба предупредила, что не позволит цене за литр бензина (за исключением Аи-98) вырасти выше 19 руб. Но вслед за этим предостережением ФАС цены на бензин, как раз и скакнули вверх. Тогда это объяснялось мировым ростом цен на нефть.
В итоге к концу лета не без участия ФАС, рост розничных цен на бензин был приостановлен. А оптовая цена, видимо, не без «посредничества» антимонопольной службы, начала снижаться. Так что нынешнее снижение цен на автозаправках вероятно стало следствием начавшегося ещё осенью медленного сползания оптовых цен на бензин. Но розничные цены демонстрировали недюжинную стойкость и держались аж до Нового года.
Если учитывать, что фискальная составляющая в конечной стоимости литра бензина составляет не менее 50%, можно сделать вывод об основных об основных заинтересованных сторонах в сохранении высоких цен на топливо.
При этом ФАС обвиняет нефтяников в монопольно высоких ценах, а нефтяники говорят государству о чрезмерно высоком налоговом бремени. Потребитель оплачивает эту увлекательную дискуссию из собственного кармана.
Кстати, стоит отметить, что более дешевый Аи-76 потерял в цене сущие крохи, а стоимость дизельного топлива особо не колышется.