Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль» констатирует, что в 2009 году количество жалоб на недобросовестных продавцов автомобильной техники возросло более чем в полтора по сравнению с докризисными временами. Общая сумма компенсационных выплат по искам владельцам автомобилей превысила 2 млн 300 тыс. руб.
Кризисные тенденции в экономике не могли не сказаться на розничной торговле автомобилями. Финансовые проблемы ряд автосалонов считает допустимым решать в первую очередь за счёт собственной клиентуры. Причём, как указывается в пресс-релизе «Общественного контроля», зачастую используются «методы, граничащие с криминалом». Основная часть жалоб в адрес автодиллеров, касается низкого уровня обслуживания автомобилей, включая и гарантийное, а также нарушением договоров купли-продажи и оказания услуг.
Недобросовестные торговцы автотранспортом не исполняют гарантийные обязательства даже в случаях, когда выявлен явный брак. Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль» приводит в качестве примера, отказ одного из дилеров восстановить лакокрасочное покрытие автомобиля Kia Carnival, отслоившееся в результате подплёночной коррозии. Владельцу автомобиля пришлось обращаться в суд. Покрытие было восстановлено...
Нередки случаи торговли заведомо бракованными, контрафактными и выдаваемыми за новые «БУшными» автозапчастями. Зачастую автовладельцы узнают о том, что они имели право на бесплатную замену дефектных деталей, и то случайно, только после того, как их в автосалоне вынудили приобрести необходимые комплектующие.
В пресс-релизе приводятся и случаи, когда «стараниями» продавцов полностью исправные новые автомобили при установке дополнительного оборудования превращались в металлолом. Так при доукоплектации нового ВАЗ-21130 в одном из автосалонов по вине работников возникло короткое замыкание. Автомобиль сгорел...
Аналогичная судьба постигла Volvo-960 при попытке его перевода на газ. На автомобиль пытались установить газобаллонное оборудование, имеющее поддельный сертификат соответствия и к тому же изначально не предназначенное для машин данной марки.
В кризисные времена на авторынок вернулась широко применявшаяся в начале 90-х годов торговля восстановленными «битыми» иномарками, которые выдаются за только что сошедшие с конвейера. Правда, ныне она приобрела несколько иную специфику. Некоторые автосалоны скупают оптом заведомо бракованные или пострадавшие при транспортировке автомобили.
Отмечается также использование недостоверной и вводящей в заблуждение рекламы: несоответствие фактических цен указанным в рекламных материалах, сокрытие дефектов, проведение фальшивых потребительских конкурсов, рекламирование не имеющихся в продаже дешёвых автомобилей и так далее и тому подобное.
Как общепринятую и совсем уж вопиющую практику автодиллеров, общество по защите потребительских прав характеризует непоставку автомобилей, купленных на условиях полной предоплаты. В пресс-релизе общества приводится пример, когда одна из фирм полтора месяца не желала отдавать Volkswagen Passat, за который было уплачено более 900 000 рублей.
Безусловно, столкнувшись с подобным, клиентура недобросовестных автодиллеров обращается за защитой своих нарушенных прав в суды. Торговцы автомобилями пытаются всеми способами уйти от ответственности. Не являются в суд, отказываются от взятых ранее обязательств и даже предпринимают попытки перерегистрации своих юридических лиц.
«Общественный контроль» также указывает на факты, когда и законопослушные автодиллеры, без злого умысла совершившие ошибку, отказываются её устранять. В качестве примера приводиться случай, когда покупателю был предоставлен автомобиль Volvo S40 не той комплектации - отсутствовал люк с электроприводом, обязательное наличие которого заранее оговаривалось.
Здесь стоит обратить внимание, что вышеприведённая цифра в 2300000 руб. - это сумма удовлетворённых исковых требований по фактам нарушения прав потребителей, дошедших до судебного разбирательства. Практика показывает, что люди в России не слишком-то склонны судиться. Как правило, в лучшем случае уличённые в недобросовенности автодиллеры пытаются решить вопрос с клиентом «тет-а-тет», не придавая выявленные случаи нарушения прав потребителей огласке. В худшем же случае, автовладелец, не желая тратить свои нервы и средства на судебные тяжбы, предпочитает довольствоваться тем, что получил.
Так что деятельность автосалонов должна стать объектом пристального внимания не только обществ по защите прав потребителей, но и прокуратуры. Ведь многие из выше приведённых случаев запросто подпадают под определение мошенничества. А это попахивает уже не только гражданскими исками, но и уголовным судопроизводством.