Госдума России приняла во втором чтении законопроект об основах государственного регулирования торговой деятельности. О накале битвы вокруг документа свидетельствует число поправок. Ко второму чтению их поступило 322, но принято было только 108. В пятницу пройдет третье чтение, после чего законопроект должен быть направлен в Совет Федераций.
Государство пытается поставить барьеры монополизму в продовольственной рознице и ввести определенные правила взаимодействия сетей с поставщиками, которые то и дело подвергаются критике. Борьба лоббистских групп вокруг этого законопроекта существенно замедлила его прохождение через Госдуму. Напомним, первое чтение состоялось еще в сентябре.
Отныне торговой сетью предлагается считать «совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации».
«Формулировка розничной сети, озвученная в законопроекте, достаточно широкая, и фактически включает определение франчайзинговых отношений, что может существенно затормозить развитие как данного вида бизнеса (франчайзинга), так и, в целом, дальнейшее развитие торговых сетей», - отмечают в комментарии Bigness.ru аналитики ФГ «Калита-Финанс». Окончательное слово в определении торговой сети в каждом частном случае будет принадлежать антимонопольной службе.
Депутаты запретили сетям, достигшим 25% товарооборота в границах муниципальных районов, городских округов или субъектов федерации, не только покупать или строить новые объекты, но и арендовать их. Рассчитывать товарооборот будут на основе годовых объемов продаж в стоимостном выражении. Причем касается это только продовольственной группы товаров. Чисто арифметически охватить весь региональный рынок при таком раскладе могут 4 торговые сети - вполне договороспособное число участников, если говорить о возможностях монополизации.
«Что касается антимонопольных поправок, ограничивающих долю сети в 25% на рынке в пределах субъекта РФ (в т.ч. в Москве и Санкт-Петербурге), а также в рамках городских поселений, муниципальных образований, то здесь по-прежнему сети будут достаточно ущемлены. При этом на сегодняшний день запрет реально может коснуться только, пожалуй, компании X5 Retail Group, чья доля магазинов Санкт-Петербурге, например, превышает 35%, другие ритейлеры пока доминирующий порог не нарушают», - комментируют изменения эксперты «Калита-Финанс».
Вторым важнейшим изменением является попытка установить единые бонусные правила во взаимоотношениях поставщиков и ритейла. Сумма премии, которую поставщик выплачивает торговой сети за приобретение у него определенного количества продовольственных товаров, не должна превышать 10% от цены приобретенного объема продовольственных товаров.
«Торговцам все же удалось пролоббировать отмену запрета на бонусы. Единственно ограничение в этой сфере - 10%-й порог объемной скидки, но его достаточно легко обойти, договорившись с поставщиками снизить цены на поставляемую продукцию», - полагают аналитики ФГ «Калита-Финанс». Иные виды вознаграждения запрещены, к тому же бонусы, по всей вероятности, не будут действовать на социально значимые товары, перечень которых установит государство. Выводы некоторых экспертов о том, что в итоге торговые сети могут отказаться продавать дешевые социально значимые товары, выглядят явно поспешными.
В документе установлены предельные сроки оплаты поставщикам за поставленную в торговлю продукцию: 10, 30 и 45 календарных дней в зависимости от сроков годности продукции.
Государство также оставляет за собой право прямого административного регулирования цен, но лишь в том случае, если их месячный рост составит 30% и более. Судя по всему, серьезных изменений в ритейле в краткосрочной перспективе не произойдет. Явной нацеленности законопроекта против торговых сетей не наблюдается, что, в общем-то, неплохо, учитывая высокую социальную чувствительность ко всяким реформам этой сферы.