Главным итогом российско-белорусской встречи на высшем уровне стала устная договоренность о сохранении для Белоруссии прежних цен на российский газ, а также об отмене пошлины на нефть, поставляемую Минску из России. Планируется, что Белоруссия в следующем году получит 21,5 млн тонн нефти, в том числе 9 млн в первом полугодии беспошлинно.
Поставка же остальных 12 млн тонн будет осуществляться на условиях, которые, как заявил белорусский вице-премьер Владимир Семашко, будут определены «в духе создания Таможенного союза». На бумаге соглашение должно появиться в феврале следующего года.
Здесь стоит напомнить, что соглашение 1995 года о Таможенном союзе предполагало, что Российская Федерация не будет вводить пошлину на экспорт в Белоруссию нефти. В свою очередь Минск обещал возвращать Москве часть экспортной пошлины на производимые из российской нефти нефтепродукты. Но в 1996 году она была отменена - вплоть до 1999 года. На протяжении последующих 7 лет об обязательствах возвращать в российский бюджет часть экспортной пошлины на белорусские нефтепродукты в Москве забыли. Минск, естественно, также проявлял «склероз» в этом вопросе.
Белорусам напомнили о соглашении в 2006 году и потребовали вернуть 85% экспортной пошлины с нефтепродуктов, произведённых на белорусских предприятиях из российской нефти. Ну, а для пущей убедительности серьёзности намерений вернуть себе причитающееся, Москва в начале 2007 года перекрыла задвижку нефтепровода «Дружба».
В итоге было найдено компромиссное решение, заключавшееся в поэтапном возврате пошлины. В 2007 году доля России при её распределении должна была составлять 70%. На следующий год - 80%, а, в текущем - 85%. Однако, как это зачастую бывает, претворению в жизнь задуманного помешали некие сложности технического характера - проблемы в расчётах между казначействами двух государств.
На свет появился второй компромисс - взимание специальной пошлины с российской нефти, поставляемой Белоруссии. Общая для всех российская экспортная пошлина умножалась на «белорусский» понижающий коэффициент - на произведение российской доли в белорусских экспортных пошлинах (0,85), доли экспортируемой в Белоруссию нефти от общего объема поставленной за рубеж (примерно 0,7) и соотношения между размером пошлин на нефть и нефтепродукты (0,6).
Таким образом, например, в 2009 году понижающий коэффициент составлял 0,356. При этом Минск компенсировал затраты на приобретение сырья своим нефтепереработчикам в виде возврата части экспортной пошлины на их продукцию. Срок действия нефтяных льгот для Белоруссии должен был истечь 31 декабря этого года. Однако они стали ещё «льготнее».
Необходимо отметить, что решению Москвы об отмене пошлины на нефть предшествовали долгие и сложные переговоры. Сперва решили не переводить Белоруссию в разряд непривилегированных импортёров российской нефти и сохранить пошлину с приставкой «спец». Даже высчитали понижающий коэффициент - 0,321.
Но вмешалось российское Минэнерго и Минск с началом нового года должен был стать «как все». Это сказалось бы на работе белорусских нефтеперерабатывающих предприятий. Цена нефти могла подняться с $380 за тонну до $555. Плюс расходы на процессинг и транспортировку. Выжили бы в таких условиях нефтеперерабатывающие предприятия Белоруссии - большой вопрос... Но теперь все волнения для них позади.
Аналитики отмечают, что в результате подобной нефтяной благотворительности российский бюджет в 2010 году недополучит по различным оценкам $1,6-2,2 млрд. Естественно, что принятое российским руководством решение об отсрочке, как минимум до 2014 года, введение в отношении Белоруссии среднеевропейских цен на нефть, должно было несколько расстроить российские нефтяные компании.
Однако, в априори не склонных к альтруизму российских экспортирующих компаниях признаков недовольства в связи с джентельменским соглашением Медведев-Лукашенко не проявили. Дело в том, что «Лукойлу» и «Роснефти» предложено принять участие в приватизации комплекса «Нафтан-Полимир», включающего 2 нефтеперерабатывающих и нефтехимических завода.
Поначалу виды Москвы на крупнейшие белорусские предприятия данной отрасли, в Минске назвали шантажом. Правда, затем всё же приняли российские условия. По сообщению Reuters, Белоруссия всё же надеется сохранить за собой половину акций «Нафтан-Полимира». Но в любом случае, России отмена экспортной пошлины на сырьё для полностью или же наполовину российских предприятий весьма выгодная затея.
Пока что Минск предъявляет к потенциальным инвесторам три требования. «Первое - подписание инвестиционного соглашения с гарантиями выделения инвестиций в развитие производства, второе - чтобы они обладали собственной ресурсной базой и третье - рынками сбыта. То есть российские нефтяные компании нас устраивают наилучшим образом», - цитирует белорусского вице-премьера Владимира Семашко информационное агентство БелаПАН. В ответ на участие в приватизации комплекса ««Нафтан-Полимир», Россия согласилась допустить белорусов к геологоразведке и добыче нефти на своей территории.
Почти одновременно российский капитал предпринял и ещё один акт экономической экспансии по отношению к Минску. На сей раз уже в банковской сфере. Сбербанк России приобрел за $281 млн. 93,27% акций одного из крупнейших в Белоруссии Белпромстройбанка. Глава Сбербанка Герман Греф сообщил, что капитал новоприобретённого кредитно-финансового учреждения увеличится на $300-$350 млн, а а Белоруссия получит кредиты на сумму в $2 млрд.
И если в случае с нефтью Россия преследует в первую очередь экономические интересы, то в газовом вопросе главенствующая роль принадлежит уже политическим факторам. На среднеевропейские цены за газ Белоруссию планировалась перевести в 2011 году, как раз в преддверие тамошних президентских выборов. Это был бы сильнейший удар по престижу Александра Лукашенко в глазах собственного народа. Сейчас Москва ясно дала понять, кого она снова хочет видеть в президентском кресле ближайшего соседа и союзника.
Это недвусмысленный сигнал и для некоторых других стран СНГ. Например, у прошлогодних «газовых страдальцев» Украины и Молдовы в следующем году грядут очередные и внеочередные избирательные кампании.