ОАО «Газпром» войдет в проект газового «трубопровода мира» (Peace Pipeline), по которому голубое топливо планируется поставлять из Ирана в Пакистан и Индию. Консультации по строительству ветки состоялись на прошлой неделе в Тегеране. Представители российского газового монополиста по итогам встреч подписали меморандумы о намерениях.
Через двадцать дней должна быть обнародована предварительная оценка проекта со стороны Газпрома. Также свои выкладки предоставят Индия и Пакистан. Размер доли Газпрома в одном из крупнейших азиатских инфраструктурных проектов пока неизвестен.
Предполагается, что с учетом достигнутых договоренностей контракт на практические работы и дополнения к нему будут подписаны самое позднее к 15 февраля 2010 года. «Мы постараемся, чтобы поставки иранского газа в Пакистан начались раньше декабря 2013 года», - сообщает Iran News со ссылкой на заместителя министра нефти и природных ресурсов Пакистана Аршада Калима в кулуарах двусторонних газовых переговоров между Ираном и Пакистаном.
Вероятная протяженность газового маршрута - 2,7 тыс. км. Предполагаемая мощность газопровода Иран-Пакистан-Индия может составить 55 млрд кубометров в год. Из них свыше 60% может направляться в Индию, а остальные объемы -отбираться Пакистаном. Примерная стоимость проекта - порядка $7-8 млрд.
Участие российской компании в новом транснациональном проекте может существенно укрепить позиции концерна как глобального мирового игрока газового рынка. Это принципиально важно с учетом планов создания так называемой газовой ОПЕК, которую пытается выстроить Россия.
Кроме того, Газпром заинтересован в выходе на новые растущие рынки и снижении зависимости от Европы, как главного потребителя российского газа. Сейчас в Старый свет уходит порядка 90% экспортируемого Газпромом топлива, при этом европейцы старательно ищут способы диверсификации поставок, подключая африканские страны и выходя на независимый от трубы рынок сжиженного природного газа.
В свою очередь, Газпром ищет новые рынки сбыта. Приоритетным направлением сейчас является растущий Азиатско-Тихоокеанский регион и, в более отдаленной перспективе, американский континент. Об этом говориться и в энергетической стратегии России.
При этом одним из наиболее активно растущих азиатских рынков является Индия, которая наращивает потребление энергоносителей. По прогнозам к 2010 году спрос на природный газ в стране увеличится до 110 млрд. кубометров. Застолбить за собой кусок этого рынка - важнейшая задача на перспективу.
Вместе с тем, реализация этого проекта представляется делом крайне непростым. Существуют определенные геополитические риски, включающие в себя непростые отношения между Индией и Пакистаном. Впрочем, ради жизненно необходимых ресурсов Исламабад и Дели вероятнее всего смогут договориться.
Однако, говоря о возможности реализации проекта газопровода Иран-Пакистан-Индия (ИПИ), следует помнить о существовании альтернативного проекта - трубопровода Туркмения - Афганистан - Пакистан - Индия (ТАПИ) идею которого продвигают США. Его предполагаемая протяженность может составить ,6 тыс. км, а мощность - 33 млрд кубометров.
Сложная военная ситуация в Афганистане (да и сама география этой страны) пока работает в пользу проекта ИПИ. Скандал с переоценными газовыми запасами Туркменистана делает шансы ТАПИ на физическое воплощение еще более призрачными. Но конкуренты вряд ли будут спокойно наблюдать за строительством Peace Pipeline.
В минувшем году российская монополия и иранская National Iranian Oil Company достигли соглашения о создании совместного предприятия для разработки крупнейших нефтегазовых месторождений страны - Южного Парса и Киша. Именно они должны стать ресурсной базой трубопровода «Мир». Однако работать в Иране непросто, о чем прекрасно осведомлены и в Газпроме. Так что участие российской компании в проекте ИПИ - это работа на весьма отдаленную неясную перспективу, без видимой, на данный момент, коммерческой отдачи.
К тому же, содействуя строительству трансазиатской трубы, Газпром переориентирует газовые ресурсы Ирана на восток и таким образом делает европейскую альтернативу газпромовским потокам (Набукко) еще более призрачной.