Нефть, добытая в Восточной Сибири, вероятнее всего, в полном объеме будет направляться на экспорт. Об этом журналистам после правительственного часа в Госдуме заявил министр энергетики Сергей Шматко. Направление - юго-восточное, главным потребителем сырья станет Китай. Для этого обнулена пошлина на экспорт нефти, добытой в Восточной Сибири.
С 1 декабря правительство обнулило экспортную пошлину на нефть 13 месторождений Восточной Сибири: Ванкорского, Юрубчено-Тохомского, Талаканского (в том числе Восточный блок), Алинского, Среднеботуобинского, Дулисьминского, Верхнечонского, Куюмбинского, Северо-Талаканского, Восточно-Алинского, Верхнепеледуйского, Пилюдинского и Станахского. Что касается остальной экспортной нефти, то вывозная пошлина на нее с 1 декабря увеличилась c $231,2 до $271 за тонну.
Восточносибирскую нефть планируется закачивать в нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан. По ВСТО нефть должна транспортироваться нефти из Восточной Сибири в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и на побережье Тихого океана до спецнефтепорта Козьмино. Также идет строительство ответвления Сковородино-Дацин - с вводом в 2010г., по которому нефть пойдет напрямую в Китай. Сейчас крупные нефтяные компании отправляют на экспорт порядка 40% от общего объема добываемой нефти. Квота экспорта определяется для каждой компании пропорционально объему добычи.
В настоящее время транспортировка нефти марки «ВСТО» осуществляется по мощностям введенной в строй в ноябре 2009г. первой очереди магистрального нефтепровода ВСТО до станции Сковородино и далее железнодорожным транспортом в порт Козьмино. Планируется, что в конце декабря - начале января первый танкер с экспортируемой нефтью должен уйти из порта Козьмино, уточняет РБК. Мощность первой очереди ВСТО составляет 30 млн тонн нефти в год, второй - 45-50 млн тонн с возможностью увеличения до 80 млн.
Стоит напомнить, что российские нефтяные компании «Роснефть» и «Транснефть» в начале 2009 года попросили у Китая кредит на сумму в $25 млрд. в обмен на гарантированные поставки нефти в КНР в течение 20 лет. На полученные средства «Транснефть» планирует завершить строительство нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий Океан.
Примечательно, что Минэнерго, критикующее нефтяников за незначительную долю продуктов высокой переработки, стимулирует экспорт сырой нефти в Китай. Впрочем, в Минэнерго свою позицию объясняют разницей в размере экспортной пошлины на светлые и темные нефтепродукты, которая делает невыгодной инвестиции в переработку.
«Сегодня сформировалась такая, может быть, странная аллюзия в системе, когда экспорт нефти, с точки зрения бюджета, более привлекателен, чем экспорт низкокачественных нефтепродуктов, в том числе мазута», - цитирует Интерфакс министра энергетики Шматко. «Категорически в ближайшее время экспортные пошлины будут выровнены на темные и светлые нефтепродукты. Это стимулирует компании для реализации инвестпрограмм по углублению нефтепереработки», - добавил он.
Озвученные министром цифры впечатляют. Минэнерго РФ оценивает инвестиции в модернизацию и строительство новых НПЗ в до 2015 года в 1,2-1,4 трлн руб. В 2008 на эти цели было потрачено 100 млрд руб. За предыдущие восемь лет - всего в два раза больше. По сути, модернизацию нефтеперерабатывающего комплекса проспали. Сейчас Минэнерго обещает, ввести в строй до 2015 года более 60 установок для глубокой переработки нефти.
По мнению ответственных лиц, все должно закончиться хорошо. «В результате модернизации и ввода новых нефтеперерабатывающих мощностей, их технологического переоснащения будет обеспечен стабильный рост глубины переработки нефти до 77% в 2012 году и до мировых стандартов на уровне 83% к 2015 году», - сказал Шматко. На сегодняшний день в РФ работают 28 крупных НПЗ с мощностью более 1 млн тонн в год и около 80 мини-НПЗ, причем свыше 80% переработки приходится на крупные предприятия.
Единства мнений по поводу экспортных идей правительства нет. С одной стороны РФ обеспечивает экспортную альтернативу западу. С другой - сохраняет сырьевую ориентацию, несмотря на декларативные заявления о необходимости обеспечивать развитие нефтегазового комплекса в плане создания условий для более глубокой переработки нефти.
В Восточной Сибири и впрямь не существует достаточных мощностей для обеспечения глубокой переработки нефти в значительных объемах. Имеются заводы в Ачинске и Ангарске. Еще два предприятия функционируют на Дальнем Востоке - это Комсомольский и Хабаровский НПЗ. Поэтому поставки сырой нефти на экспорт является вынужденной мерой, но при этом выгодной экспортерам. Они сэкономят миллиарды долларов, которые могли бы пойти в бюджет.
С другой стороны, инвестиции в ударное строительство НПЗ за Уралом сейчас может оказаться не самым лучшим решением. Выйти на рынок с нефтепродуктами высокой степени переработки недостаточно, еще следует отвоевать свою долю в этой конкурентной нише. К тому же маржа нефтепереработки в Азиатско-Тихоокеанском регионе является самой низкой в мире. В этом смысле экспорт сырой нефти является более надежным источником доходов.
Нельзя исключать и влияние фактора НТП, пусть и существенно ослабленного во второй половине 20 века. Хотя нефть по прежнему является «кровью» экономики, а углеводородное сырье - базой современной цивилизации, смена энергетического уклада представляется неизбежной. Возможно, откровенно унизительная поза сырьевого придатка Китая, которую приняла Москва, спустя несколько десятков лет будет интерпретироваться совсем иначе.
К тому же у Москвы есть определенные договоренности с «китайскими» товарищами. Россия согласилась именно на поставки сырой нефти, которая будет перерабатываться на китайских НПЗ, хотя и с российским участием.
В частности, Роснефть и китайская государственная нефтехимическая корпорация CNPC намерены построить под поставки восточносибирской нефти НПЗ мощностью в 15 млн. тонн в год в китайском Тяньцзине. Российской стороне в проекте будет принадлежать 49%.
В сентябре СМИ сообщили о намерении Роснефти построить НПЗ в российской бухте Козьмино. Возможным партнером российской компании в этом проекте считают китайскую Sinopec.