Спасать АвтоВАЗ собирается не только наше правительство, но и зарубежные акционеры - альянс Renault и Nissan. Причем деньги выделят российские совладельцы, а также Nissan, который внесет 60 млн евро. Французский автопроизводитель обещает предоставить технологии на сумму в 240 млн евро. Но технические подробности «спасательной операции» до сих пор неизвестны. Между тем в Тольятти падают цены на квартиры, что свидетельствует о нарастании панических настроений в столице АвтоВАЗа.
«На тольяттинский рынок недвижимости напрямую влияет ситуация на «АвтоВАЗе», потому что весь город, собственно, и держится на «АвтоВАЗе», - приводит Infox.ru слова директора риэлтерского агентства «Волжский проспект» Евгения Усова. - Цены на квартиры снизились почти в два раза. Конечно, основную роль в этом падении сыграла общая экономическая обстановка, сложившаяся из-за кризиса, но думаю, что ситуация на «АвтоВАЗе» добавила к спаду процентов 5-10%» Причиной столь мощного обвала стало появление слухов о составлении на заводе новых списков увольняемых сотрудников, в который вошли не только работники пенсионного и предпенсионного возраста. Также по данным самарских риэлторских агентств, уже летом этого года «основным типом клиента на рынке аренды в Самаре был одинокий трудоспособный мужчина из города Тольятти.
Между тем правительство пытается пересадить АвтоВАЗ на западные платформы, прикрывает завод высокими таможенными пошлинами и обещает решить проблему долгов предприятия.
Летом АвтоВАЗ получил 25 млрд руб. в качестве беспроцентной ссуды от Ростехнологий, которые были тут же потрачены на выплаты задолженности поставщикам и погашение части кредитов.
Осенью было принято решение об очередных финансовых вливаниях. В рамках очередного пакета госпомощи предприятию планируется выделить почти 55 млрд. руб. , а точнее - 54,8 млрд. При этом 38 млрд уйдет на погашение «невозвратных долгов», на создание новых рабочих мест необходимо потратить 4,8 млрд. рублей. А еще 12 млрд. должно пойти на развитие и модернизацию.
В пятницу, 27 ноября, тольяттинский автогигант и Renault, вместе с акционерами АвтоВАЗа - инвесткомпанией «Тройка Диалог» и госкорпорацией «Ростехнологии» - подписали соглашение о намерениях по главным пунктам реструктуризации, сообщает РИА Новости. Одним из вариантов реструктуризации называется допэмиссия, при этом российское правительство уже заявляло о том, что не планирует размывать доли зарубежных акционеров.
При наличии соответствующего желания, правительство убрать «Renault» могло еще весной этого года. Однако тогда, деньги были выделены АвтоВАЗу напрямую, что не могло сказаться на акционерных долях. Таким образом, при проведении дополнительной эмиссии наиболее вероятным претендентом на уменьшение доли в АвтоВАЗе является компания «Тройка-Диалог». А вот доля Renault может быть увеличена.
«Подписаны очень важные документы по сохранению и развитию АвтоВАЗа. Renault остается нашим стратегическим партнером. Мы не исключаем увеличения доли Renault. Пока такой договоренности нет, но мы готовы рассмотреть это предложение» -заявил по итогам переговоров премьер-министр Владимир Путин.
Что касается технологических решений, то о них было известно и ранее. Согласно плану реструктуризации, в конце 2011-2012 году в производство запустят платформы B0. Это будут две модели Renault, две - с эмблемой Lada и одна модель Nissan. Как сообщил глава Ростехнологий Сергей Чемезов, соглашение предусматривает сохранении доли АвтоВАЗа на российском рынке продаж на уровне не менее 25%, а доля в продажах завода автомобилей Lada - не ниже 70%.
Оценить перспективы автовазовской модернизации по-французски сходу непросто. С одной стороны российский автопроизводитель получит явно не самую свежую и высокотехнологичную разработку западного автопрома. С другой стороны, бюджетные автомобили могут обеспечить АвтоВАЗу столь необходимые для восстановления и дальнейшего развития объемы продаж. Однако и в этом случае необходимо четкое попадание в нишу и наличие платежеспособного спроса населения.