Минпромторг определился с регионами, где планируется запустить пилотный проект по стимулированию покупок новых автомобилей в обмен на утилизацию старых. С 1 января 2010 года по 1 января 2011 года программа будет действовать в 19 регионах страны. Ключевыми критериями их выбора стали число машин (не меньше 2% от общероссийского парка) и высокая концентрация автобизнеса.
В число таких регионов вошли крупнейшие города - Москва и Петербург, а также прилегающие Московская и Ленинградская области. Пополнили список Свердловская, Ростовская, Самарская, Челябинская, Нижегородская, Новосибирская, Калининградская, Ульяновская и Калужская области, Красноярский, Приморский и Краснодарский край, а также три республики - Удмуртия, Татарстан и Башкортостан.
Всего на программу утилизации автомобилей в 2010 года будет потрачено 10 млрд. руб. Таким образом, она рассчитана на утилизацию порядка 200 тыс. подержанных машин и приобретение такого же количества новых авто отечественного производства или иномарок, собранных на российских заводах.
Программа предполагает возможность сдачи в утиль как отечественного так и импортного легкового автомобиля (снаряженной массой до 3,5 тонн) старше 10 лет. Машина должна быть зарегистрирована на последнего владельца не менее 1 года. При утилизации авто владелец получит на руки не деньги, а специальный сертификат на скидку.
Сертификатом на скидку, номинал которого составляет 50 тыс. руб. можно будет воспользоваться при покупке любой новой машины, которая собирается в РФ. Это могут быть автомобили, выпускаемые в рамках соглашения о «промышленной сборке» (как по полному циклу, так и по крупноузловому методу), а также собираемых в стране без действующего соглашения о «промсборке».
На субсидии по возмещению потерь в доходах торговых организаций при продаже новых автомобилей в 2010 году планируется направить 9,95 млрд руб. Организация проведения эксперимента обойдется еще в 50 млн руб. Общая квота новых автомобилей, подлежащих продаже со скидкой, в 2010 году составит 199 тыс. автомобилей.
В частности, квота для продажи в Москве составит 36,218 тыс. автомобилей, в Московской области - 23,681 тыс. штук, в Санкт-Петербурге - 16,119 тыс., а в Ленинградской области - 4,975 тыс. штук. Перечень производителей и моделей автотранспортных средств, продаваемых торговыми организациями со скидкой в 50 тыс. рублей, будет утвержден Минпромторгом позднее, уточняет «Эксперт».
Программы типа «деньги за автохлам» неплохо показали себя в Европе и США. Через месяц после начала программы объем продаж новых авто в Германии увеличился на 21,5%, а уже в марте текущего года продажи выросли на 40% по отношению к сопоставимому периоду 2008 года.
В Словакии реализация программы дала прирост на 18,2%, во Франции - на 8,1%. При этом во Франции на утилизацию авто и покупку нового было выделено в общей сумме 220 млн евро, Германия направила на стимулирование продаж рекордные по европейским масштабам 1,5 млрд евро.
В США потребители благодаря программе «бабки за тачку» стоимостью $3 млрд приобрели 700 тыс. автомобилей. Правда, лидерами продаж оказались японские автопроизводители.
Состояние российского автопарка таково, что под действие программы, по данным агентства «Автостат» попадает каждый второй легковой автомобиль в РФ. Более 56% зарегистрированных в РФ авто старше 10 лет. Тем не менее, аналитики опасаются, что программа утилизации автомобилей может оказаться не столь успешной, как того можно ожидать.
«Во-первых, в стране крайне мало современных заводов по утилизации автотранспорта, во-вторых, весьма непрозрачная схема утилизации старых автомобилей и их учета. Интерес дилеров принимать машины на утилизацию не совсем очевиден, а создание «специализированных фирм» усиливает коррупционные риски. Чем длиннее будет цепочка «сдача в утиль - покупка нового авто с учетом госвычета», тем менее эффективна будет программа, особенно в российских реалиях. Поэтому ключевой вопрос на сегодняшний день - детальная и обдуманная проработка механизма осуществления данной программы», - констатируют аналитики ФГ «Калита-Финанс».