Правительство намеревается продать долю государства в ранее стратегических объектах - аэропортах, портах, пароходствах, а также страховой компании. По расчетам чиновников, эта мера позволит получить в 2010 году 77 млрд руб. В условиях рекордного дефицита бюджета эта сумма выглядит небольшим подспорьем, хотя она существенно выше ранее запланированных 22 млрд. В списке на приватизацию в будущем году значатся 449 АО и 250 ФГУПов.
Сверхплановый рост доходов должна обеспечить продажа 14 стратегических АО, которые будут выведены из соответствующего списка предприятий. В основном, это объекты транспортной инфраструктуры. Реализовать планируется блокирующие и контрольные пакеты Новороссийского морского торгового порта (20%), Мурманского, Ванинского, Туапсинского и Сахалинского морских портов, аэропортов Толмачево (Новосибирск), Кольцово (Екатеринбург) и Анапы, Северо-Западного и Мурманского пароходств, Енисейского и Волжского речных пароходств, «25 минус 1 акция» «Совкомфлота» и 13% акций «Росгосстраха».
Наиболее интересным активом в этом списке эксперты признают крупнейший в стране Новороссийский морской торговый порт (НМТП). Южные «морские ворота» России показывают отличные для кризисного времени показатели. В первом полугодии выручка НМТП по МСФО составила $334,2 млн. что на 6,2% больше, чем в сопоставимый период 2008 г.. Чистая прибыль выросла на 52,5%, до $128,9 млн.
Кстати, саудовские инвесторы пытали купить порты «насквозь рыночных» США 2006 году. Однако сделка была остановлена практически на последней стадии. На ее завершение было наложено вето по причине «стратегичности» этих активов для государства.
Вполне вероятно, что покупателями отечественных портов и пароходств станут собственники российского происхождения. Не потому ли знаменитый Кипр был выведен ЦБ из списков офшоров? В противном случае такая приватизация несет в себе потенциальные угрозы национальным интересам страны.
Крайне запутанной выглядит ситуация с пароходствами. Как известно, большинство судов, ранее принадлежавших этим предприятиям, давно ходят под чужими флагами. Пароходства есть, но судов у них мало.
Из числа нестратегических предприятий уйти с молотка могут акции ТГК-5 и «СГ-транс» - крупнейшего газового перевозчика РФ.
Что касается «Россгосстраха», то акции компании, вероятно, будут выкуплены нынешними акционерами предприятия. «Мы в курсе этого вопроса. Он с нами обсуждался. Мы готовы приобрести этот пакет», - заявил источник в компании корреспонденту ПРАЙМ-ТАСС.
Планируется приватизировать и акционерные общества, финансовое состояние которых постоянно ухудшается. Целью приватизации такого имущества называется «избежание риска потери собственности в случае банкротства».
Рыночная конъюнктура на сегодняшний день не располагает к крупным сделкам и рекордным продажам. Когда экономика находится на спаде задача реализовать семьсот пакетов акций в течение года по достойной цене, выглядит, мягко говоря, непростой. Потенциальные инвесторы наверняка будут настаивать на продаже по «рыночной цене», проще говоря - по нынешним не самым высоким расценкам.
«Приватизация не может быть ни бесплатной, ни льготной, если федеральное имущество и должно продаваться, то оно должно продаваться только по реальным рыночным ценам», - заявил премьер в октябре на совещании в Ново-Огарево по вопросу об основных направлениях приватизации федерального имущества на 2010-2012 годы.
Приватизировать самые «сладкие» куски собственности государство не спешит. Хотя, кто знает? Первоначальный план МЭРТ по приватизации в 2010 году должен был принести в казну всего 7 млрд руб. и вырос в 11 раз. А сейчас все громче звучат разговоры о необходимости приватизации госкорпораций.
Также на заседании правительства планируется рассмотреть прогнозный план приватизации на 2011--2012 годы. Списка конкретных активов он не содержит, предполагается обозначить лишь возможные направления, которые могут меняться в зависимости от конъюнктуры. Потенциальные объемы продаж составляют порядка 50--100 млрд руб.