Законодательные дебаты вокруг "автомобильных сборов" завершены. Депутаты Госдумы в пятницу изучили изменения в Налоговый кодекс РФ относительно ставок по транспортному налогу, а также увеличения акцизов на алкоголь и сигареты. В новой редакции транспортной поправки сохраняется прежняя ставка, но поправочный коэффициент повышен до десяти. То есть региональные власти могут на свое усмотрение увеличивать или уменьшать налоговые сборы в десять раз.
Таким образом, центр фактически самоустранился от регулирования транспортного налога, переложив ответственность на местные органы власти. И хотя сборы данного налога целиком поступают в местные бюджеты, полная налоговая свобода для регионов относительно автомобильного транспорта в такой протяженной стране как Россия может нести латентные угрозы ее целостности.
Согласно действующим положениям базовая ставка транспортного налога составляет 5 руб. с одной лошадиной силы (л. с.) для автомобилей мощностью до 100 л. с., 7 руб. - при мощности от 101 до 150 л. с., 10 руб. - при мощности от 151 до 200 л. с., 15 руб. - при мощности от 201 до 250 л. с. и 30 руб. - при мощности автомобиля свыше 250 л. с.
Неделю назад, 13 ноября, Госдума в третьем чтении приняла закон, по которому транспортный налог с 1 января 2010 года увеличивался в два раза. При этом регулировать ставку в разы дозволялось и местным властям. За принятие этого документа голосовали только депутаты от «Единой России». Оппозиция в лице КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» проголосовала против закона, охарактеризовав его как антинародный.
Спустя три дня негативная оценка нового законопроекта прозвучала из Кремля. Глава администрации президента Сергей Нарышкин рекомендовал не принимать поправки, а глава нижней палаты Борис Грызлов попросил Совет Федерации отклонить законопроект и вернуть его в Думу на доработку.
Сенаторы вернули документ на доработку в среду, мотивировав это тем, что поднимать налоги в нынешней непростой экономической ситуации не следует. Резкая критика законопроекта прозвучала от Федерации автовладельцев России, которая провела протестные акции в регионах.
В результате работы согласительной комиссии нижней палаты парламента и Совета Федерации появилась новая редакция, которая сохранял базовую ставку на прежнем уровне и при этом создала широкие возможности для регулирования налога на местах. За принятие законопроекта вновь голосовали только «единороссы».
Наибольшие проблемы изменение налоговой ставки обещает российским автоперевозчикам, использующим большегрузные машины. Это ставит под угрозу рентабельность отрасли, которая и так находится в состоянии свободного падения из-за кризиса и резкого падение объемов перевозок.
Если перевозчики будут вынуждены поднимать цены, то это скажется и на стоимости целого ряда продуктов. Повышение транспортных расходов будет переложено на конечного потребителя.
С другой стороны, ряд регионов уже сообщили о том, что не планируют повышать ставку налога в будущем году. Неформальные методы ухода от уплаты повышенных сборов известны. Автовладельцы готовы перерегистрировать машины на льготников или в регионах с более низкой ставкой, попросту занижать документальную мощность автомобилей. Таким образом, поправки могут открыть очередной коррупционный конвейер, бороться с которым пытается власть.
К слову, собираемость транспортного налога и так является одной из самых низких. В Свердловской области в текущем году долг общим размером 310 млн руб. сформирован неуплатой со стороны 200 тыс. автолюбителей. В Кировской области общая задолженность на октябрь достигла 174 млн руб.