Россия и Евросоюз согласовали меморандум о механизме раннего предупреждения в сфере энергетики. Свои подписи под документом поставили глава Минэнерго Сергей Шматко и комиссар Еврокомиссии по энергетике Андрис Пиебалгс. Так ЕС и Россия подготовились к возможным зимним проблемам с транзитом газа через Украину. Ожидается, что на саммите РФ-ЕС, который пройдет в Стокгольме 18 ноября, этот документ будет вынесен на обсуждение главам двух сторон.
«Механизм раннего предупреждения призван обеспечить устойчивое и беспрепятственное энергоснабжение, предупреждение и преодоление с минимальными негативными последствиями чрезвычайных ситуаций в сфере энергетики», - говорится в сообщении.
Как пояснил Еврокомиссар по энергетике, «новый документ описывает процесс работы системы оповещения, порядок совместной работы экспертов в случае возникновения чрезвычайной или конфликтной ситуации». В документе, добавил он, прописаны меры, которые будут приниматься сторонами для предупреждения возможных конфликтов и в случае их возникновения. При этом данный механизм будет работать не только в сфере транзита газа, но также и при осуществлении поставок нефти и транспорта электроэнергии, пишет ИТАР-ТАСС.
В начале 2009 года Газпром прекратил поставки газа на Украину, однако, по сведением российской компании, транзитное топливо для европейских потребителей поступало в украинскую ГТС, однако не доходило до европейских потребителей. В связи с этим холдинг приостановил транзит газа через Украину.
Поставки возобновились после подписания контрактов между «Газпромом» и «Нафтогазом Украины». Тем не менее, ряд европейских стран испытывал дефицит топлива, из-за чего приостановили работу предприятия и муниципальные учреждения.
В течение этого года российская сторона не раз указывала на возможные трудности с оплатой поставленного на Украину газа. В ноябре наличие проблем признала и украинская сторона, однако выполнила обязательства в условленные сроки.
Между тем финансово-экономическое состояние Украины становится угрожающим. Рейтинговое агентство Fitch снизило суверенный рейтинг Украины с В до В-, а также рейтинги городов и банков страны при сохранении негативного прогноза. Это означает, что страна находится в преддефолтном состоянии.
В конце сентября дефолт по еврооблигациям допустил «Нафтогаз Украины». Затем случился технический дефолт главного железнодорожного перевозчика страны - компании «Укрзализниця» по синдицированному кредиту в $550 млрд. И если долги Нафтогаза реструктрирововали под государственные гарантии и повышенный процент, то украинским железным дорогам правительство помочь не смогло.
При этом государственный долг Украины растет стремительными темпами. По данным секретариата Ющенко, с прошлого года размер государственного долга страны увеличился в 2,6 раза, достигнув по состоянию на 31 июля 2009 года $23 млрд. Сумма гарантированного госдолга увеличена вчетверо, до $9,9 млрд. Дефицит бюджета «Нафтогаза» официально составляет 33 млрд гривен (свыше $4 млрд)
Получаемые от МВФ транши кредита на 16,5 млрд. идут на покрытие бюджетного дефицита и, вероятно, оплату российского газа. Однако украинская сторона не спешит выполнять взятые перед фондом обязательства, в том числе в сфере повышения цен на газ для населения. Кроме того, государство использует внутренние заимствования, циркулирует информация и о том, что правительство пошло на необеспеченную эмиссию гривны, что может привести к гиперинфляции уже в ближайшее время.
На такую возможность, по мнению экспертов, указывает и постановление Национального банка Украины "Об утверждении изменений к Инструкции о порядке организации и осуществления валютно-обменных операций на территории Украины". Согласно этому документу банкам запрещается менять курсы покупки-продажи валют в течение дня, а физлицам покупать валюту на сумму более 80 тыс. гривен в день. При покупке на сумму более 15 тыс. гривен гражданин обязан предъявить паспорт.
Чем Украина оплатит ноябрьские поставки газа неизвестно. А в украинских СМИ появилась информация о том, что Москва и Киев обменялись проектами новых договоров о поставках газа. Украинская сторона заинтересована в смягчении нынешних условий и повышении платы за транзит.
Вместе с тем, в одном из украинских изданий появилась якобы копия московского проекта договора, где фигурирует фраза «Украинская Сторона гарантирует неприкосновенность собственности Российской Стороны и хозяйствующих субъектов РФ, природного газа и объектов ГТС, что принадлежат им и размещены на территории Украины».
Согласно этому же проекту, достоверность которого пока не подтверждена, возможные споры между сторонами будут рассматриваться Арбитражным судом Москвы.
Проблемы Украины очевидны и для европейцев. Именно поэтому и ЕС и РФ готовятся к возможным зимним проблемам с транзитом газа. Судя по косвенным данным, очередной газовый кризис может изменить статус украинской газотранспортной системы.