«Газпром» может применить штрафные санкции к европейским потребителям. Западные компании не выкупили порядка 8-9 млрд. кубометров газа. Контракты подписаны по принципу take or pay (бери или плати). В таком случае покупатель обязуется оплатить законтрактованный объем поставки вне зависимости от того, какое количество газа он реально расходует. По различным оценкам штрафы могут составить от $1,8 до $2,8 млрд.
В первом полугодии страны Западной Европы сократили объемы закупки российского газа на 29% - до 46 млрд кубометров. Германии снизила закупки на 44% (до 12,23 млрд кубометров), Италия - 34% (до 8,2 млрд), Франция - 21% (до 5,97 млрд).
В текущем году на европейском рынке снижались не только объемы поставок, но и доля «Газпрома». Например, по данным Международного энергетического агентства поставки из Норвегии выросли на 7,9%, уточняет Moneytimes.ru.
Как сообщил заместитель генерального директора «Газпром экспорта» Сергей Челпанов, компания планирует взимать плату с европейских контрагентов согласно контрактным обязательствам. Речь идет об итальянской ENI, немецком E.ON, турецком Botas и некоторых других компаниях.
«Порядка 8-9 млрд (недобора) по контрактам take or pay будет. Это контрактные обязательства, и они должны выполняться, речь об отмене (санкций за недобор) не идет. Выполнение правила «бери или плати» - риск покупателя, и он должен выбирать, каким образом не нарушить свои обязательства»», - цитирует РИА «Новости» замгендиректора «Газпром Экспорта» Сергея Челпанова.
Сокращение спроса на газ и снижение цен на топливо по долгосрочным контрактам не лучшим образом сказалось на доходах «Газпрома», который терял деньги на покупке ставшего дорогим среднеазиатского газа.
Чистая выручка Газпрома по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) за первое полугодие от экспорта природного газа выросла на 6% и составила 698,2 млрд руб. Однако прирост был целиком обеспечен высокими ценами в первом квартале 2009 года. Выплата штрафов может добавить к годовой выручке «Газпрома» пару миллиардов долларов. При этом компании не придется выплачивать экспортную пошлину на указанные объемы законтрактованного, но не поставленного газа.
Как отмечают наблюдатели, европейцы могут сослаться на украинский прецедент. 1 сентября премьер-министры России и Украины Владимир Путин и Юлия Тимошенко договорились, что «Газпром» не будет применять к Украине штрафные санкции за недобор газа. В этом году Киев должен был закупить 40 млрд кубометров газа, однако в реальности приобретет порядка 33 млрд кубов.
Впрочем, документально обещания российского премьера не подтверждены, этот вопрос зависит исключительно от доброй воли российского правительства. В случае с европейцами штрафные санкции вероятнее всего выступают элементом торга, хотя и «живые деньги» концерну не помешают.
В «Газпроме» заговорили о недоборе газа европейцами в преддверии самых холодных кварталов, когда спрос на газ сезонно растет. В конце октября потребление в Европе превысило докризисный уровень. «Мы видим, что в течение последних двух месяцев в Европе наблюдается рост спроса на российский газ. На сегодняшний день уровень суточного потребления уже выше докризисного», - сообщил глава «Газпрома» Алексей Миллер.
Российский газовый монополист заявил о намерении нарастить добычу газа в осенне-зимний период на 10,6%. В четвертом квартале текущего года «Газпром» планирует поставить в Европу 45 млрд кубометров газа. Это на 25% больше, чем в сопоставимый период 2008 года. В последнем квартале 2007 года на экспорт было отправлено 45,7 млрд. кубометров газа. Таким образом, объем годового экспорта составит порядка 142-143 млрд. кубов.
В конце октября заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Медведев заявил о том, что экспортные цены «Газпрома» на газ для европейских потребителей в 2010 году будут на $20-30 выше, чем в 2009 году.
Медведев отметил, что к показателям рекордного 2008 года компания может вернуться в течение ближайших двух лет, самое позднее - в 2012 году. Минимальный объем газа, законтрактованный Европой на 2010 год составляет 160 млрд кубометров. Об этом сообщается в июльском меморандуме «Газпрома» к еврооблигациям.