Концерн General Motors отказался от продажи Opel консорциуму Magna-Сбербанк. Американцы объясняют такое решение общим улучшением рыночной ситуации и важностью этого актива для ТНК. По мнению аналитиков, затягивая реализацию сделки, GM стремился выиграть время для собственной реструктуризации. России предложено вновь убедиться в том, что никто не намерен отдавать свои технологии. Впрочем, судя по реакции Москвы, решение GM неожиданностью не стало.
Гонка за Opel началась еще весной. Интерес к приобретению проявляли Fiat, китайский китайский Beijing Automotive, бельгийская инвесткомпания RHJ и консорциум канадского производителя автомобильных комплектующих Magna со «Сбербанком России». На последнем этапе российско-канадский консорциум сражался с бельгийской инвесткомпанией RHJ, которая, скорее играла роль подставного покупателя. В итоге, в сентябре GM объявил о победе Magna-Сбербанк, однако окончательное оформление сделки затягивалось под различными предлогами.
«Opel специализируется на производстве относительно малых и экономичных (в плане потребления горючего) автомобилей, а ведь спрос в данном сегменте на сегодняшний день наиболее высокий, и терять перспективный сектор американцы не хотят. Не хотят GM возможно, и допускать сторонних лиц к технологиям Opel», - отмечают в комментарии Bigness.ru аналитики ФГ «Калита-Финанс».
По плану консорциума Magna-Сбербанк, партнеры должны были контролировать по 27,5% Opel. GM получал 35% акций, персонал Opel - остальные 10%. Это предложение было поддержано руководством Германии и немецкими профсоюзами, так как предложенный покупателями план минимизировал сокращения на собственно немецких предприятиях концерна.
В правительстве Германии решение GM получило крайне негативную оценку. Так, канцлер Ангела Меркель назвала решение GM «поражением», а премьер-министр федеральной земли Гессинг Роланд Кох заявил, что своими действиями General Motors «растоптала» «многомесячные старания» Европы по поиску оптимального варианта выхода Opel из сложной финансовой ситуации, в которой немецкий автопроизводитель оказался в связи с мировым экономическим кризисом, сообщает РИА Новости. Новый министр экономики Германии Райнер Брюдерле назвал решение компании неприемлемым и заявил, что Берлин потребует возврата предоставленного властями ФРГ кредита в размере 1,5 млрд. евро.
Но судя по всему, серьезных действий против GM в Германии предпринимать не намерены. Ьем более, что российская и канадская стороны отреагировали довольно спокойно. Magna устами одного из директоров Зигфрида Вольфа отметила, что «понимает» решение совета директоров GM и обещает продолжать поддерживать Opel и GM, отмечает Moneytimes.ru.
Возможно, в Magna вздохнули с облегчением. Приход производителя автокомпонентов в Opel и Vauxhall мог бы сделать компанию полноценным автопроизводителем, но при этом существенно ухудшить ее финансовое положение на фоне падения в мировом автопроме.
Кстати, накануне объявления окончательного решения по Opel, американская корпорация получила разрешение правительства США оказать финансовую поддержку в размере порядка $2 млрд. другому производителю автокомпонентов (своему бывшему подразделению) Delphi Corporation, которая едва не стала банкротом.
Не жалеет о срыве сделки с GM вице-премьер правительства России Александр Жуков. «У нас столько проблем с собственными предприятиями автопрома, нас в первую очередь должна волновать их судьба. Мы прошли нижнюю точку кризиса, теперь есть перспективы развития своих автомобильных предприятий», - сказал он.
Как известно, наиболее вероятной площадкой для российского Opel могли бы стать производственные мощности Группы ГАЗ, которая контролируется Олегом Дерипаской. Между тем, по сообщению Wall Street Journal российский олигарх за последнее время дважды тайно посещал США якобы для встречи с сотрудниками ФБР, представителями банков Morgan Stanley и Goldman Sachs Group, а также руководством General Motors. Вероятно, там говорилось о судьбе Opel, возможно, в связи с проблемами зарубежных заводов «Русала», долговой нагрузки империи Дерипаски и планам проведения IPO.
В итоге, наибольшее неудовольствие решением GM выказали немецкие профсоюзы, которые сегодня проводят предупредительные забастовки на заводах концерна в Германии.
Глава концерна General Motors Фриц Хендерсон заявил о том, что компания возвращается к плану реструктуризации Opel, разработанному еще в 2008 году. Он предполагает сокращение расходов на 30% и увольнение порядка 10 тыс. работников предприятий концерна. «Срыв реструктуризации закончится банкротством, что для всех заинтересованных сторон было бы крайне нежелательно», - безаппеляционно заявил глава GM.
«Стратегия Magna и Сбербанка предполагала наиболее мягкое решение кадрового вопроса для немецких работников. В тоже время, позицию GM восприняли «на ура» британцы, работающие на заводах Vauxhall. План канадско-российского консорциума предполагал существенное сокращение персонала в Соединенном Королевстве, теперь же работники Vauxhall могут обойтись «малой кровью», - констатируют аналитики ФГ «Калита-Финанс».