Понятие «дресс-код» (в переводе с английского - «кодекс одежды») впервые возникло в Великобритании более века назад. Конечно, за 100 с лишним лет дресс-код изменился, но главная идея осталась: одежда человека должна соответствовать его окружению, будь то деловой ужин в ресторане или рядовой день в офисе. При этом, как утверждают эксперты, подобающий внешний вид играет немаловажную роль при приеме на работу и служит залогом успеха в дальнейших начинаниях.
Дресс-код компании считается продолжением корпоративной культуры фирмы и важной частью её бренда. Подобающий внешний вид сотрудника играет немаловажную роль в доверии клиента к фирме в целом, демонстрирует состояние дел в компании, показывает уважение к деловым партнёрам и клиентам. Требования к одежде сотрудника могут быть детально оговорены в трудовом контракте, за нарушения могут предусматриваться санкции.
Дресс-код на многих серьезных фирмах начинается еще на собеседованиях, когда отсеиваются обладатели шортов, «топиков», декольтированных платьев, шлёпанцев, и кроссовок. Внешний вид претендента говорит о его отношении к фирме и к той должности, на которую он претендует. Особое внимание уделяют внешнему виду работников, которым приходится ежедневно общаться с клиентами и партнерами, в частности, офисных работников. Офисная одежда порой рассказывает о фирме больше, чем сам офисный работник.
От мужчин требуется темный деловой костюм в темном тоне, рубашка белого цвета и, при желании, - галстук. Для самой рубашки важно, чтобы уголки воротника не выглядывали из-под лацканов пиджака. И, наоборот, чтобы на 2-3 сантиметра рукава рубашки из-под пиджака выглядывали. Конечно, кроссовки с костюмом будут смотреться бесвкусно, поэтому допускаются только туфли, желательно, тщательно начищенные. Ну, и конечно нельзя забывать о внешнем виде лица и рук - ногти должны быть чистые и коротко подстрижены (при желании возможен мужской маникюр), а на лице недопустима неаккуратная щетина. «Растительность» возможна, но она должна выглядеть эстетично.
Женщина в офис обязана приходить, несмотря на летнюю жару в колготках или чулках, в босоножках с закрытым носом, а зимой не должна позволять себе рейтузы и колготки с начесом. Классические правила офисной одежды предусматривают брючные или юбочные костюмы-двойки с блузами или тонкими джемперами, майками.
При этом костюм должен быть не ядовитого, а сдержанного цвета и более темный, чем блузка. Не приветствуются излишне яркие, контрастные детали вроде желтой оторочки по черному лацкану или слишком широкой белой полоски на темном фоне. Блузка тоже не должна изобиловать мелкими деталями и кружевами, и в любом случае под нее должен быть надет бюстгальтер. Эта деталь нижнего белья должна соответствовать цвету сорочки. К тому же неухоженный вид, покусанные ногти на руках и распущенные волосы дискредитируют девушку в глазах коллег.
Существует достаточное количество сторонников и противников принятия дресс-кода в офисе.К преимуществам дресс-кода можно отнести следующие моменты: дресс-код представляет компанию серьезной, надежной, стабильной, создает рабочую атмосферу, сплачивает коллектив и делает из него настоящую команду. Вместе с тем существует несколько «но». Дресс-код ущемляет свободу и заставляет людей чувствовать себя скованно, не подчеркивает индивидуальность работника.
Решение о характере дресс-кода, как правило, исходит от работодателя. К подобным решениям нужно отнестись с пониманием. Ведь это - способ повысить производительность и эффективность труда своих работников, а вовсе не ущемление их прав и свобод. В любом случае, одежда для офиса должна помогать выглядеть внушительно, креативно, профессионально, эстетично.
Устанавливая дресс-код в офисе, не стоит перегибать палку. Если фирма молодая, а хочется покорять клиентов своей надежностью и стабильностью, то есть альтернатива - единое требование: чистый и опрятный внешний вид. В любом случае, внешний вид работника должен сочетаться и соответствовать специфике выполняемых им обязанностей, условиям работы (температурный режим). Дресс-код в офисе не должен негативно сказываться на комфорте и активности офисного работника.
Кстати, стоит отметить, что в России идея дресс-кода еще не прижилась. Как показали результаты опроса, проведенного исследовательским центром рекрутингового портала SuperJob.ru, ее регламентируют лишь 16% компаний.
В 12% компаний, где принят дресс-код, действуют более мягкие правила относительно стиля одежды сотрудников. «Иногда, когда руководитель отдела в отпуске, можно позволить себе немного вольностей»; «По пятницам мы ходим в джинсах», - комментируют опрошенные.
27% работающих россиян отметили, что в их организациях определённого дресс-кода не существует, тем не менее, они придерживаются делового стиля одежды по собственной инициативе. «Несомненно, это стиль делового человека. Моя работа предполагает общение на самом высоком уровне»; «На работе принято носить одежду в официальном, офисном стиле», - комментируют они.
Полную свободу в выборе стиля одежды предоставляет своим сотрудникам 35% отечественных компаний. «Вот такая политика на предприятии»; «У нас его нет, но лично я придерживаюсь определённого стиля одежды»; «Позволено всё, кроме пляжного стиля», - комментируют опрошенные.
7% участников опроса сообщили, что в их компаниях обязательные требования к одежде установлены только для отдельных категорий сотрудников, в числе которых менеджеры, руководители, секретари.
Затруднились с ответом 3% работающих россиян: «О дресс-коде нам никто никогда не говорил»; «А медицинский халат считается?»
И хотя для большинства российских компаний дресс-код не является обязательным, можно отметить, что за три года проведения подобных исследований ситуация изменилась. Так, число компаний, которые строго регламентируют стиль одежды работников, по сравнению с 2007 годом возросло вдвое (с 8% до 16%).