В Госдуме рассматривают возможность запрета рекламы биологически активных добавок (БАД) на телевидении, радио и в печатных СМИ. Предлагаемые поправки в закон «О рекламе» ограничит пропаганду БАД медицинскими и фармацевтическими изданиями, а также специализированными выставками и конференциями. Но даже в отраслевой литературе информация «не должна будет создавать впечатление, что БАД обладает лечебными свойствами».
«В погоне за прибылью продавцы не стесняются рекламировать БАДы как чудо-препараты, способные вылечить неизлечимые заболевания гораздо более эффективнее, чем таблетки. Как правило, жертвами подобной агрессивной рекламы становятся пенсионеры и люди, отчаявшиеся вылечить болезнь. Мошенники зарабатывают деньги на горе и доверчивости граждан», - говорится в пояснительной записке инициатора поправок депутата Антона Белякова из «Справедливой России».
Случаи мошенничества с БАД и в самом деле довольно распространены. Под видом БАД мошенники могут продавать непонятные пилюли или порошки по сносшибательным ценам. Если такие «БАДы» и работают, то только благодаря эффекту плацебо.
Но при этом нельзя отрицать того факта, что существуют действительно полезные средства, которые оказывают позитивное влияния на состояние как больных, так и вполне здоровых людей. Таким образом, речь скорее следует вести о введении контроля над рынком БАД.
Принятие «рекламных» поправок просто уравнивает производителей качественных препаратов с производителями «чудо-пилюль». И в выигрыше окажутся именно мошенники. Официальные качественные БАДы могут покинуть аптеки, зато «нелегальщина» займет освободившуюся долю рынка.
Совершенно очевидно, что запрет на рекламу не остановит продавцов непонятных смесей под видом БАД, которые найдут иные пути продвижения своего продукта. Ведь продажи БАД в РФ примерно на 50% обеспечивается с помощью структур сетевого маркетинга, которые со своим продуктом на телеэкраны не выходят. Еще 50% биологически активных добавок реализуются в аптечных сетях, так что, контролирующим органам есть куда смотреть.
По данным Роспотребнадзора, 39 из 87 предприятий-изготовителей БАД элементарно не соблюдают санитарные нормы, приводит слова депутата РИА Новости. Какое отношение имеет реклама к вопросам контроля качества продукции не совсем понятно.
«Я убежден, что БАД должны назначаться только врачами, поэтому и реклама должна быть рассчитана только на профессионалов. Ведь ежегодное безграмотное самостоятельное потребление БАД приводит к миллионам несвоевременно поставленных диагнозов, сотням тысяч потерь трудоспособности и десяткам тысяч летальных исходов», - отмечает депутат.
Здесь нелишне напомнить о том, в каком чудесном симбиозе сейчас пребывает российская система здравоохранения с представителями-консультантами западных фармацевтических компаний. Тот факт, что врачи получают бонусы за назначение «нужных» лоббистам лекарств, уже давно ни для кого не является секретом. Парламентская идея о том, что безрецептурные БАД должны назначаться врачами, видимо, дорогого стоит...
Пару недель назад Владимир Путин прямо заявил о том, что необходимо «запретить деятельность так называемых фармпредставителей, работающих в медучреждениях».
«Фармацевтические концерны доплачивают специалистам за то, что они выписывают пациентам производимые этими компаниями препараты», - возмущался премьер-министр.
«Конечно, есть врачи, не только выписывающие, но и продающие лекарства, доставая их из ящика своего стола, при этом чаще вовсе не иностранные, а отечественные, даже не лекарства, а БАДы - биологически активные добавки. Это, разумеется, противозаконно. Но есть и такие, которые дарят больному дорогое средство, привезенное из-за границы», - витиевато разжижает тему «Независимая газета» и сообщает о том, что в ответ на обвинения в участии фармбизнесе доктора организуют пресс-конференцию «Дело врачей: мы не убийцы в белых халатах».
Общий рынок БАД в России по данным «Фармэксперт» оценивается в $2 млрд. и продолжает расти стремительными темпами. Более того, именно реклама фармацевтической и иной продукции медицинского назначения позволила многим СМИ спасти свои бюджеты. По данным «Видео Интернешенл», за 9 месяцев 2009 рекламные отчисления по этим видам продукции выросли на 30%, до 5 млрд 665 млн руб. Это единственное рекламное направление общий бюджет которого растет.