Россия и Турция договорились о строительстве нефтеперерабатывающего завода в конечной точке нефтепровода Самсун - Джейхан. Соглашение, по которому российские компании «Роснефть» и «Транснефть» вместе с турецкой группой «Calik» и итальянской «Eni» совместно участвуют в строительстве и эксплуатации нефтепровода Самсун-Джейхан, а также в транспортировке, переработке и сбыте нефтепродуктов, было подписано в Милане на прошлой неделе.
«Мы хотим построить крупный НПЗ и совместно продавать нефтепродукты с побережья Средиземного моря», - цитирует министра энергетики агентство Reuter. «Воодушевляет, с какой скоростью участники нефтепровода обсуждают перспективы проекта», - подчеркивает глава российского энергетического ведомства. О том, что власти России и Турции намерены проработать возможность строительства НПЗ и совместного сбыта нефтепродуктов стало известно в августе текущего года.
Считается, что строительство нефтепровода Самсун - Джейхан позволит снять проблему ограничений экспорта, связанную с переброской нефти танкерами через черноморские проливы. Трубопровод длиной в 555 километров рассчитан на транспортировку 60-70 млн. тонн нефти в год. Предполагается, что магистраль будет запущена в 2012 году.
Ресурсной базой нефтепровода станут казахские месторождения Кашаган и Карачаганак, которые разрабатывает итальянская компания Eni. Именно эта компания является главным инициатором и финансистом проекта, стоимость которого оценивается в $4 млрд. О мощности НПЗ не сообщается, также как о планируемой глубине переработки нефти.
Можно лишь констатировать, Джейхан превращается крупный перевалочный пункт, где нефть будет продаваться международным трейдерам. Совершенно очевидны выгоды Турции, которая превращается в один из ключевых нефтетранспортных центров региона. Через территорию страны уже проходит трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, но и Самсун-Джейхан. Запуск на полную мощность обоих трубопроводов позволит повысить общую мощность турецкой инфраструктуры до 110-120 млн. тонн в год.
Изначально, повышение транзитного потенциала Турции, по территории которой должен пройти и гипотетический «Набукко» осуществлялось в качестве противовеса российской нефтегазотранспортной системы.
Участие российских компания в системе «Самсун-Джейхан» стало результатом «обмена проектами». Россия получила поддержку в реализации газового «Южного потока», под который Турция предоставляет свои территориальные воды. Напомним, что на территорию этой страны выходит и российский «Голубой поток», что действительно делает Анкару важнейшим нефтегазовым диспетчером региона.
Об интересе к проекты проекту Самсун-Джейхан заявил «ЛУКОЙЛ». Российская компания контролирует в Турции через крупную сеть АЗС и владеет несколькими нефтебазами. Кроме того, «ЛУКОЙЛ» был активным участником альтернативного проекта «Бургас-Александруполис».
Этот нефтепровод также рассчитан на транспортировку топлива в обход Босфора, его трасса должна была пройти от болгарского черноморского порта Бургас до греческого города Александруполис.
В августе президент «Транснефти» Николай Токарев заявил, что договоренности России и Турции по нефтепроводу «Самсун-Джейхан» не означают отмены реализации проекта «Бургас-Александруполис».
Но войдет ли «Лукойл» в число участников проекта Самсун - Джейхан пока неизвестно. Несомненно одно: РФ уже принимает участие в одном из проектов, а вот реализация второго, однозначного конкурентного турецкому, вполне может быть заморожена.
«От участия в этом проекте выгода может быть скорее у государства, чем у конкретных компаний, потому что пошлина на экспорт сырой нефти выше, чем пошлина на соответствующую корзину нефтепродуктов. Поэтому государство при экспорте нефти в Турцию будет получать больший доход в виде пошлины», - отмечает в комментарии Bigness.ru генеральный директор компании «Якутгазпром» Андрей Загорский.
Также в связи с проектом «Самсун-Джейхан» в СМИ упоминалась и компания «Совкомфлот». А вчера стало известно, что крупнейшая российская нефтяная компания «Роснефть» изучает возможность приобретения НПЗ в европейских странах. Об этом, как передает РИА Новости, заявил глава компании Сергей Богданчиков. Он подчеркнул, что покупка «должна быть экономически оправданна».