В России в 2010 году может быть запущен проект по утилизации старых автомобилей и покупке новых. Программа, разрабатываемая правительством, рассчитана на утилизацию 200 тыс. подержанных машин и приобретение такого же количества новых авто отечественного производства или иномарок, собранных на российских заводах. По словам главы Минпромторга Виктора Христенко, реализация проекта обойдется бюджету в 10 млрд руб.
«Пилотный проект стартует со следующего года. Он предусматривает выплату 50 тысяч рублей за утилизацию любого автомобиля старше десяти лет при покупке отечественного автомобиля», - приводит РИА Новости слова Христенко.
Деньги потенциальный покупатель на руки не получит. Участнику программы вручат сертификат. Указанные полсотни тысяч рублей будут засчитываться в стоимость нового автомобиля, подчеркнул глава ведомства. Первоначально проект планируется запустить в пилотном режиме в ряде регионов. Вероятно, программу обкатают в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Самарской, Нижегородской и Ульяновской областях и, возможно, на Дальнем Востоке.
Программы типа «деньги за автохлам» неплохо показали себя в Европе и США. Через месяц после начала программы объем продаж новых авто в Германии увеличился на 21,5%, а уже в марте текущего года продажи выросли на 40% по отношению к сопоставимому периоду 2008 года. В Словакии реализация программы дала прирост на 18,2%, во Франции - на 8,1%. При этом во Франции на утилизацию авто и покупку нового было выделено в общей сумме 220 млн евро, Германия направила на стимулирование продаж рекордные по европейским масштабам 1,5 млрд евро.
«Краткосрочные успехи США и Германии в области поддержки собственного автопрома, вероятно впечатлили российских властей. В связи с тем, что наша нынешняя программа по поддержке автомобилестроительного сектора, путем субсидирования ставок по автокредитам, себя не оправдывает, и в правительстве ищут другие способы оживления данного сегмента промышленности», - отмечают в комментарии Bigness.ru аналитики ФГ «Калита-Финанс».
Кстати, в США потребители благодаря программе «деньги в обмен на драндулет» стоимостью $3 млрд приобрели 700 тыс. автомобилей. Но падение рынка оказалось столь глубоким, что общий прирост продаж на 1% был зафиксирован лишь в августе, когда программа и была свернута.
Как полагают эксперты, реализация программы в РФ может столкнуться с объективными трудностями и субъективными способностями бюрократической системы «топить» различные инициативы.
«Во-первых, в стране крайне мало современных заводов по утилизации автотранспорта, во-вторых, весьма непрозрачная схема утилизации старых автомобилей и их учета. Интерес дилеров принимать машины на утилизацию не совсем очевиден, а создание «специализированных фирм» усиливает коррупционные риски. Чем длиннее будет цепочка «сдача в утиль - покупка нового авто с учетом госвычета», тем менее эффективна будет программа, особенно в российских реалиях. Поэтому ключевой вопрос на сегодняшний день - детальная и обдуманная проработка механизма осуществления данной программы», - констатируют аналитики ФГ «Калита-Финанс».
Вместе с тем, данные исследовательской компании Nielsen свидетельствуют о том, что такая программа при четкой реализации могла бы оказаться достаточно эффективной. Согласно июльскому опросу компании, треть респондентов (31%) планировала в течение ближайших 12 месяцев купить новую машину. Имеется и резерв «отложенного спроса». По данным опроса, 45% россиян планировало приобретение машины в ближайшие полгода, однако отложило покупку.