Программа льготного автокредитования в РФ стала одной из форм стимулирования падающего потребительского спроса. В 2008 году российский рынок вышел на второе место в Европе по объемам продаж легковых авто с 2,81 млн машин. В нынешнем же году, по прогнозам Минпромторга, объемы реализуемых автомобилей сократятся на 60%. Чтобы удержать рынок, правительство «включило» финансовую поддержку, поставило протекционистские барьеры и «вбросило» льготные кредиты.
Несмотря на то, что эффект российских субсидируемых автокредитов несопоставим с аналогичными западными программами, правительство не намерено отказываться от этой стимулирующей меры. Как сообщила министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина, программа, действие которой было первоначально рассчитано до января 2010 года, может быть продлена на весь следующий год. Кроме того, рассматривается возможность отмены ограничениия по стоимости приобретаемых автомобилей.
Программа льготного автокредитования была запущена в апреле текущего года и практически сразу подверглась критике со стороны экспертов. По мнению аналитиков, ценовой порог в 350 тыс. руб. предоставлял покупателю слишком маленький выбор.
Хотя в сегмент вошла практически вся продукция АвтоВАЗа, а также «УАЗ Хантер», «Фиат Альбеа», «КИА Спектра», «Рено Логан» и «Шкода Фабия», этот модельный ряд оказался не очень популярным среди потенциальных покупателей. Льготные кредиты выдавали четыре банка: Сбербанк, Россельхозбанк, ВТБ 24 и Газпромбанк. Государство компенсировало кредитным организациям 2/3 ставки рефинасирования (которая регулярно снижалась с весны 2009 года), а покупатель должен был внести первоначальный взнос в размере 30%.
К июлю банки получили порядка 30 тыс. заявок, трехлетних кредитов было выдано вполовину меньше. Эта статистика стала довольно весомым свидетельством маркетингового просчета: несовпадение интересов платежеспособных покупателей и предлагаемого модельного ряда было налицо.
Как следствие, в августе максимальная стоимость приобретаемого по госпрограмме автомобиля была повышена до 600 тыс. руб. Одновременно до 15% был снижен первоначальный взнос. Таким образом, в программу вошли Ford Focus, Kia Spectra, Chevrolet Cruze, Renault Logan, Fiat Albea и Doblo, Skoda Fabia и Octavia, Hyundai Sonata и Accent отечественной сборки.
Эти изменения повысили интерес со стороны потребителей и к середине октября, как пишет РБК, в России было выдано 43 263 льготных кредита. Тем не менее, на плановые показатели в 100 тыс. проданных автомобилей к концу года выйти, очевидно, не удастся.
Теперь в правительстве рассматривается возможность продления действия программы и отмены ценовых ограничений. В этом случае получить льготный кредит можно будет также на внедорожники и кроссоверы SsnagYong Rexton и Kyron, Opel Antara, Chevrolet Captiva, Nissan X-Trail, Volkswagen Touareg, Tiguan, легковые автомашины Volkswagen Passat, Jetta, Golf, Polo, Skoda Fabia и Octavia в различных комплектацияхтациях, а также Nissan Teana и Volkswagen Phaeton.
Шаг навстречу потребителю и западным производителям, работающим в РФ, способен серьезно повысить привлекательность программы. Первая версия программы предполагала выделение из бюджета 2010 года 2 млрд, 2011 - 1,5 млрд и 2012 - 500 млн руб. на компенсацию по ставкам.
Главный вопрос состоит в том, потянет ли бюджет возможное расширение программы.