Сегодня практически все развитые и многие развивающиеся страны широко используют заемную рабочую силу. При этом большинство из них приняли законы, регулирующие отношения такого труда. Однако в России данный законопроект так и не был одобрен. Почему? Об этом в интервью Bigness.ru рассказала Екатерина Горохова, Вице-президент и Генеральный директор международного агентства по подбору персонала Kelly Services. (далее Е.Г.).
Bigness.ru: - Расскажите, пожалуйста, а что из себя представляет этот самый «заемный труд»?
Е.Г.: - Фактически это предоставление частными агентствами занятости работников, с которыми у такого агентства заключены трудовые договоры, для выполнения работы по временным проектам на предприятиях-пользователях. Такие взаимоотношения еще называют «лизинг персонала».
Bigness.ru: - Какие преимущества предоставляет «заемный труд»?
Е.Г.: - Во-первых, привлечение заемных работников выгодно работодателям, испытывающим периодическую нужду в дополнительном персонале.
В рамках привлечения заемных работников предприятие-пользователь не тратит время на поиск и отбор нужных кандидатов, не оформляет трудовые договоры с ними, не производит расчеты по заработной плате и необходимым отчислениям в бюджет. Всю указанную деятельность осуществляет агентство, в штате которого состоят заемные работники и которых оно предоставляет на время своим клиентам, испытывающим необходимость в их привлечении.
Во-вторых, это выгодно и работникам. В рамках предоставления заемного труда у кандидата, ищущего дополнительный заработок, появляются более широкие возможности.
Возможность поработать на временных проектах - это ещё одно решение проблемы трудоустройства для человека, который не может найти постоянную работу. При условии, что заемный работник подходит предприятию-пользователю, частное агентство занятости и предприятие-пользователь могут заключить дополнительное соглашение о переходе заемного работника в штат предприятия на постоянной основе.
Также работа на временных проектах выгодна и тем работникам, которые в силу ряда причин не могут быть заняты полный рабочий день (например, молодые мамы).
Наконец, следует учитывать, что есть категория работников, которые предпочитают не сидеть на одном месте и работать на одного работодателя, а периодически менять работу.
Bigness.ru: - Насколько нам известно, ситуация с предоставлением персонала в найм до сих пор не урегулирована законодательно. Это так?
Е.Г.: - Совершенно верно. Наиболее полномасштабно идея о необходимости урегулирования труда заемных работников прозвучала на Парламентских слушаниях, состоявшихся в ноябре 2003 года и затем в 2007 году.
Необходимость рассмотрения моделей использования заемного труда была обусловлена целым рядом проблем. Государственная система занятости переживала не лучшие времена: возможности государства по выплате пособий по безработице были ограничены, уровень безработицы возрастал, а процесс интенсификации труда за счет сокращения рабочих мест привел к высвобождению больших групп людей, не способных активно предлагать свои услуги на рынке труда.
В сложившейся ситуации ставка была сделана на частные агентства занятости, у которых уже на тот момент имелся достаточный потенциал для предоставления работников предприятиям-пользователям для работы на временных проектах.
Однако ситуация с предоставлением персонала в найм не была урегулирована законодательно, что существенно затрудняло формирование рынка заемного труда.
По итогам этих слушаний были приняты Рекомендации, в которых Комитету по труду и социальной политике Государственной Думы РФ рекомендовалось включить по мере возможности в планы законопроектной работы разработку проектов законов об особенностях правового регулирования труда отдельных категорий работников (в том числе и «заемных» работников).
В недавнем прошлом законодательная инициатива двигалась по пути разработки законопроекта о заемном труде, который в первую очередь был призван в полной мере защитить права заемных работников, упорядочить взаимоотношения между заемными работниками, частными агентствами занятости и предприятиями-пользователями и позволить сформировать легальный рынок заемного труда.
Однако, к сожалению, законопроект так и не был принят...
Bigness.ru: - А что же помешало легализовать заемный труд?
Е.Г.: - Инициатива по поиску путей легализации «заемного труда» встретила недопонимание со стороны ряда юристов и специалистов в области трудового права. Критики законопроекта, прежде всего, указывают на существующие в рамках заемного труда риски снижения заработной платы и отсутствия социальных гарантий заемным работникам.
Среди прочих опасений противники разработки закона называли то, что при предоставлении персонала в найм происходит замещение фактических трудовых отношений, сложившихся между заемным работником и предприятием пользователем, искусственно созданными трудовыми отношениями между частным агентством занятости и заемным работником.
Также, по мнению юристов, существует риск использования недобросовестными предприятиями-пользователями «серых схем», при которых предприятие-пользователь переводит весь свой персонал в организации, использующие упрощенную систему налогообложения. При использовании подобной схемы появляется возможность уклонения от уплаты ЕСН.
Кроме того, оставались неясными механизмы реализации коллективных трудовых прав заемных работников: каким образом заемные работники смогут создать профсоюз, если они распределены между различными предприятиями-пользователями.
Bigness.ru: - Какие проблемы, на ваш взгляд, поможет решить законопроект?
Е.Г.: - В настоящий момент в отсутствии законодательной базы по заемному труду во взаимоотношениях частных агентств занятости, предприятий-пользователей и заемных работников существуют следующие проблемы:
- риск признания отношений заемных работников и предприятия-пользователя трудовыми в судебном порядке по иску заемного работника;
- отсутствие в действующем Трудовом Кодексе достаточных оснований для расторжения срочных трудовых договоров частного агентства занятости с заемными работниками;
- вопросы распределения материальной ответственности за ущерб, нанесенный заемным работником имуществу предприятий пользователя или третьих лиц;
- вопросы обеспечения заемным работникам безопасных условий труда;
- вопросы обеспечения неразглашения заемными работниками информации, составляющей коммерческую тайну предприятия-пользователя, ставшую им известной в рамках работы на предприятии-пользователе.
Легализация этих отношений поможет не только решить существующие спорные вопросы, но даст мощный импульс их развитию без ущемлений прав и гарантий заемных работников с учетом интересов частных агентств занятости и предприятий-пользователей, которым так необходима поддержка во время экономической нестабильности.