Росавиа намерена купить самолеты на сумму $2,5 млрд. На поставки претендовали Boeing, Airbus и ОАК. Но «Вести» сообщили, что основные переговоры идут с американским авиапроизводителем. Основной объем поставок лайнеров запланирован на 2011-2017 годы. Таким образом, российские авиастроители могут остаться без крупнейшего заказа, способного обеспечить долгосрочной загрузкой отечественные предприятия и целый ряд смежников.
По словам Завьялова, ОАК и Airbus могут рассчитывать только на часть заказа, первоначальный объем которого подразумевает закупку 65 бортов. Еще в апреле Росавиа обнародовала планы по приобретению 120 самолетов до 2017 года. Предложения производителей на 50 (плюс 15 в опционе) среднемагистральных узкофюзеляжных самолетов должны быть представлены госкорпорации Ростехнологии до 17 октября. Но судя по всему, решение в пользу Boeing уже принято.
Политическая подоплека выбора наследницы развалившейся Air Union стала очевидной после заявления госсекретаря США Хиллари Клинтон во время визита в Москву. «Мы очень рады, что новая российская авиакомпания Росавиа активно рассматривает вопрос о приобретении самолетов Boeing, - заявила Клинтон в московском бюро Boeing. Это соглашение может рассматриваться в контексте общего потепления российско-американских отношений и возможного отказа США от планов по размещению ПРО в Европе.
Частью этой долгоиграющей сделки является и запланированное еще в 2008 году СП между ВСМПО-Ависма и Boeing на котором должны выпускать готовые титановые изделия для самолетов американской компании. Долгосрочный контракт между компаниями на сумму в $27 млрд был подписан во время визита в Россию президента США Барака Обамы. Раньше российский производитель титана поставлял только заготовки для шасси и других деталей для Boeing.
Таким образом, россияне включились в производственную цепочку ведущего американского авиапроизводителя и подняли уровень собственной переработки. Так что Росавиа будет покупать у американцев частично российский самолет. Жаль только, что не целиком российский у российских же производителей.
Еще в августе президент ОАК Алексей Федоров заявил, что его компания способна обеспечить половину потребностей Росавиа за счет модернизированных Ту-204СМ-100 и Ту-204СМ-300, напоминает издание «Гудок».
Но пока радоваться могут лишь американцы. Заполучить крупнейшую в 2009 году сделку в условиях многочисленных отказов от ранее заказанных крупных партий самолетов, которые происходили в течение года - это несомненный успех. Соответственно и мощный мультипликативный эффект, который обеспечивают столь технологически сложные отрасли, также достанется экономике США.