Над АвтоВАЗом сгущаются тучи. По информации российских СМИ, в письме заместителя главы Минпромторга Андрея Дементьева в аппарат правительства ведомство дало негативную оценку финансово-экономического состояния автопроизводителя и констатировало его фактическое банкротство. В нынешних условиях, полагают чиновники, продолжать финансирование убыточного предприятия за счет госсредств неэффективно. Решение по докапитализации АвтоВАЗа будет принимать на своем заседании 12 ноября антикризисная комиссия во главе с вице-премьером Игорем Шуваловым.
Наверное, можно говорить о том, что «первый звоночек» для АвтоВАЗа уже прозвучал. Компания попросила у правительства докапитализация в размере 70 млрд руб. Эта сумма пойдет на погашение текущей задолженности в 54 млрд руб, реализацию инвестиционной программы в размере 9,5 млрд руб. и компенсацию отрицательного денежного потока в 2010 году, уточняет Финмаркет.
Без докапитализации долговая нагрузка компании с учетом долга Ростехнологиям достигнет на конец текущего года порядка 84 млрд руб. Как сообщил в начале сентября новый президент АвтоВАЗа Игорь Комаров, долг банкам составляет 42 млрд руб.
В первом полугодии убыток предприятия составил 14,2 млрд руб. против чистой прибыли в 1,49 млрд руб. годом ранее. Выручка упала более чем в два раза и составила 40,22 млрд руб. В частности, выручка от продажи автомобилей сократилась на 50,2%, от продажи запасных частей - на 15,9%. В таких условиях реструктуризация долга на рыночных условиях крайне затруднительна.
Хроническая неспособность АвтоВАЗа соответствовать современным требованиям уже стала притчей во языцах. Она обусловлена не только социальной нагрузкой на предприятие, которое обеспечивает рабочими местами жителей Тольятти. Кризис спроса в разы усилил проблемы, которые были не столь заметны в условиях растущего рынка. Выделение государственной помощи и разнообразные меры поддержки, в том числе за счет высоких заградительных пошлин на иномарки, дали определенные результаты, но проблема кроется в неэффективности управления и растрате средств, которую уже не первый раз замечают за управленцами АвтоВАЗа, констатирует Moneytimes.
Андрей Дементьев поставил под сомнение перспективность нынешнего бизнес-плана предприятия. АвтоВАЗ опирается на выпуск всего нескольких моделей одного класса (В), под одним брендом, которые находятся в схожей ценовой нише, партнерство с Renault не работает, а численность сотрудников при нынешнем объеме выпуска должна быть сокращена на 50 тыс. человек.
Напомним, не так давно говорилось о возможности увольнения порядка 30 тыс. человек. Однако официально автогигант заявил о сокращении до 14 декабря 2009 года 4,997 тысячи сотрудников. «Никаких других заявок в службе занятости, что является единственным официальным документом, АвтоВАЗ не предъявлял», - цитирует РИА Новости заместитела министра здравоохранения и социального развития Максима Топилина.
Информация о письме Дементьева уже всколыхнула тольяттинские профсоюзы. «Нам до сих пор никто не дал никаких гарантий того, что завтра не начнутся масштабные увольнения. Работники ни в чем не уверены. Это очень угнетает людей. Мы понимаем, что планы об увольнениях есть», - цитирует Интерфакс главу независимого профсоюза «Единство» Петра Золотарева. На 17 октября планируется проведение митинга работников предприятия. Заявленная численность участников - одна тысяча человек - может быть существенно превышена.