Россия закрепляет за собой статус ресурсной базы для Китая. В программе сотрудничества двух государств до 2018 года, подписанной президентом РФ Дмитрием Медведевым и председателем КНР Ху Цзиньтао 23 сентября, говорится о 205 совместных проектах. Сырьевой базой для них выступят отечественные месторождения полезных ископаемых. А на китайской территории, в свою очередь, будут возведены перерабатывающие предприятия.
Китайцы якобы готовы строить предприятия и на территории РФ, но только на своих условиях. Как пишет RB.ru, на двухдневном форуме правящих партий России и КНР - «Единой России» и Коммунистической партии Китая, который прошел 9 октября член генсовета «Единой России» Александр Коган рассказал, что представители КНР согласны на предложение России строить на ее территории деревообрабатывающие заводы, но работать на них будут китайцы.
Для того, чтобы ежедневно ходить на работу в Россию, китайцы предлагают создать специальные таможенные коридоры, упростить визовую политику. Кроме того КНР заинтересована в российских сельскохозяйственных угодьях и опять-таки желает делать все руками своих крестьян. Такие планы делают вновь актуальными разговоры о «китайской угрозе» и ползучей колонизации. С другой стороны, отсутствие необходимой инфраструктуры и неосвоенность этих территорий может оказаться барьером для предполагаемой китайской экспансии.
«Опасения касательно китайской миграционной экспансии восточных регионов России пока вряд ли соответствуют действительности. Предполагается, что граждане КНР будут работать на совместных проектах вахтовым методом, "оседать" в нашей Сибири совершенно негде - у них на родине более комфортные условия жизни. В долгосрочной перспективе, по мере развития инфраструктуры, риски заселения китайцами дальневосточного региона могут усилиться», - полагают аналитики ФГ «Калита-Финанс»
Оборот российско-китайской внешней торговли активно рос в последние годы. Но при этом, росла и сырьевая составляющая общего объема поставок. В российском экспорте 2008 года в Китай доля нефти составляет 56%, металлов - 5%, на машины и оборудование приходится всего 4,4%.
Ситуацию в этом году несколько выровняли отечественные авиастроители. С января по июль нынешнего года доля продукции машиностроения в российском экспорте в КНР выросла до 12,5% - в благодаря тому, что в 3,5 раза выросли поставки в Китай продукции российских авиастроительных предприятий.
Примечательно, что информация о содержании программы сотрудничества появилась в канун визита премьер-министра Владимира Путина в Китай, который завершится 14 октября. И если по итогам визита будут озвучены некие более приличествующие заявленному модернизационному курсу развития страны условия сотрудничества, это по принципу «могло быть и хуже», будет считаться настоящим успехом.
«При этом если отбросить спорные политические моменты, то с экономической точки зрения подобное соглашения является обоюдовыгодным. Полное отсутствие инфраструктуры, хронический дефицит инвестиций в регион и ограниченное количество рабочей силы делают невозможным освоение трудоемких восточных месторождений в одиночку. При этом для Китая вопрос трудоустройства собственных граждан - момент стратегический, учитывая темпы прироста населения в стране», - отмечают аналитики ФГ «Калита-Финанс» в комментарии Bigness.ru.
Следует заметить, что Китай в течение всего года крайне агрессивно скупает сырьевые активы по всему миру. В текущем году Китай выделил займ «Роснефти» и «Транснефти» в объеме $25 млрд под гарантии 20-летних поставок нефти (ежегодно 15 млн тонн, или 300 тыс. баррелей в сутки). Аналогичное соглашение на $10 млрд было достигнуто с Бразилией, которая будут ежедневно поставлять порядка 160 тыс. баррелей нефти. Еще на $16 млрд был заключен контракт с Венесуэлой, правда, с неразглашенным объемом поставок. На $1 млрд подписано соглашение с Эквадором. По $5 млрд в обмен на «черное золото» были выделены Анголе и Казахстану.
Кроме того, КНР участвует в добывающих проектах в Иране - один из блоков Южного Парса, а теперь и в Венесуэле. Это только прямые сырьевые инвестиции. Стоит посмотреть на количество сделок M&A в нефтегазовом секторе с участием китайских компаний. Китайская Sinopec приобрела за $7,5 млрд швейцарскую компанию Addax Petroleum, ожидается сделка по продаже аргентинской нефтяной компании YPF (принадлежащей испанской Repsol) китайским CNPC и CNOOC. Компания оценивается в $17 млрд.
По сообщениям СМИ, Китай сейчас ведет переговоры о разработке месторождений в африканской Гвинее, которая является одной из самых ресурсами стран Черного континента.
Для создания статьи были использованны материалы делового журнала Chinapro.ru