В то время как российская розница жалуется на снижение спроса, отечественная интернет-торговля идет вперед семимильными шагами. Продажи онлайн-магазинов растут невзирая на кризис, некоторые владельцы радостно потирают руки: объем реализуемой продукции увеличился на 20-50%. Поделиться планами и похвастать достижениями интернет-торговцы могли на пятой конференции «Электронная торговля - 2009», которая прошла в Москве 7-8 октября.
По данным Росстата оборот розничной торговли в январе-августе 2009 года снизился на 4,7% в годовом выражении. И ожидать роста до конца года не приходится, разве что новогодние праздники слегка поправят статистику. Однако ухудшение ситуации в офлайн магазинах позволяет улучшить свои позиции онлайн-торговцам.
Один из самых крупных сетевых магазинов OZON.ru увеличил свои продажи на 20-25%, причем в основной товарной категории интернет-магазина («Книги») темпы роста составили 39%. Только за последний месяц в базу «Озона» добавлены 20-25 тыс. наименований новых книг.
Кризис вынуждает поставщиков быть более сговорчивыми, даже если складом интернет-магазина является стандартная розничная торговая точка. Для потенциального покупателя главным преимуществом покупки в сетевом магазине является дешевизна. Сетевикам не приходится оплачивать аренду и содержание персонала, что дает им серьезные преимущества в ценовой конкуренции.
Судя по всему вскоре пока только наметившаяся стратегия потребителей «присмотреть в офлайн - заказать в онлайн» станет довольно массовым явлением. Особенно в городах с миллионными населением и развитой инфраструктурой. Пытаясь предугадать этот разворот и оседлать тенденцию, в интернет пошли крупные ритейлеры.
У «Эльдорадо» продажи в оффлайновых магазинах упали на 29,7%, зато через интернет-представительства компании реализация выросла более чем на 50%. Это результат весьма агрессивного продвижения ритейлера в онлайн-пространство: запущен интернет-магазин для жителей Санкт-Петербурга и Ленобласти, открыто больше 300 пунктов бесплатного самовывоза товаров.
Успехи первопроходцев не могут не подхлестнуть конкурентов. Судя по всему, скоро в сети начнутся настоящие битвы между ритейлерами, которые пополнят карманы интернет-маркетологов и изменят привычки значительной части россиян. Если покупки в интернете станут не только дешевыми и модными, но еще удобными и абсолютно надежными, стремительного роста в этом секторе не избежать.
Не стоит забывать и о резервах количественного роста. В стране растет число интернет-пользователей, а значит, нынешние клиенты обычных магазинов вскоре могут изменить свои предпочтения и стать интернет-покупателями.