В сентябре продажи новых автомобилей в США рухнули на четверть. По данным исследовательской компании Autodata, объемы упали на 23%. Эта цифра выглядит еще более впечатляющей, если учесть, что в августе авторынок США впервые за последние 20 месяцев показал прирост в 1,1%. Можно констатировать, что августовский подъем стал единственным успехом проведенной правительством страны программы стимулирования автопродаж cash-for-clunkers.
В сентябре в США было продано 745 тыс. 997 автомобилей против 964 тыс. 783 год назад. По марочной структуре падение в сентябре выглядело следующим образом: продажи GM рухнули на 45% - до 155 тыс. 679 автомобилей, Chrysler - на 42% - до 62 тыс. 197. Эти две компании пострадали более всего. На этом фоне Ford завершил сентябрь неплохо, потеряв лишь 5% объема продаж (114 тыс. 241). Honda продала на 20% меньше машин (77 тыс. 229), Toyota - 13% (126 тыс. 015).
Программа стимулирования продаж автомобилей «cash-for-clunkers» («деньги в обмен на драндулет») предполагала выделение $4,5 тыс. при утилизации старого и покупке нового, более экономичного автомобиля. Первый $1 млрд. из запланированных разошелся уже в первую неделю действия программы. А спустя три недели закончились еще $2 млрд. оперативно выделенные правительством. В итоге программа, рассчитанная до 1 ноября, завершилась спустя месяц после старта - 24 августа.
Какие это вызовет последствия - догадаться несложно. Замедленный вливаниями обвал в автопроме США продолжится. Это неминуемо потянет вниз производство у смежников. В итоге, все выльется в серьезное сокращение ВВП страны, хотя статистики, конечно, многое замажут.
The Wall Street Journal,опираясь на прогноз международной исследовательской компании Roland Berger, сообщает о возможном падении продаж автомобилей в мире в будущем году еще на 20%. Под сокращение могут попасть 90 тыс. рабочих.
Обама в результате принятых его администрацией экономических решений оказался в очень сложной ситуации, в стратегическом тупике. Стимуляторы кончились, эффект, как и предполагалось, оказался временным. Структурная перестройка в отрасли продолжится, а выживут лишь те компании, которые успели использовать эту оттяжку для оптимизации собственной деятельности.
Европейское производство также в значительной степени двигалось за счет аналогичных программ стимулирования спроса. Причем принята она в ведущих экономиках еврозоны - Франции, Германии, Великобритании, Италии и работает гораздо дольше, чем в США.
В Германии, где замена автомобилей субсидируется с февраля 2009 года, прирост продаж к августу составил 28%. Во Франции положительная динамика наблюдается пятый месяц подряд. В сентябре рост продаж новых авто составил 14,1%, 183 тыс. 248 машин. Однако и эти стимулы не могут вечными двигателями роста.
В июне стимулировать автопродажи взялась Япония. В Стране восходящего солнца, покупатель сдающий старое авто получает для приобретения нового субсидии в размере 250 тыс. иен ($2,7 тыс.). Кстати, тем, кто ничего не меняет, но покупает машину, положено 100 тыс. иен.
Однако для экспортно переразвитой Японии программа стимулирования - лишь фактор замедляющий падение. Японская ассоциация производителей автомобилей ожидает сокращения продаж автомобилей в стране в текущем фингоду (до 31 марта 2010 года) на 8,5% - до 4,3 млн автомашин, уточняет Интерфакс.
Вероятно, скоро мы увидим новый поворот в таком любимом многими жанре литературного творчества как экономический прогноз. И понятие «дно» получит в нем новое наполнение.