Минпромторг взялся за разработку антиалкогольных мер. Чиновники предлагают законодательно ограничить реализацию алкогольной продукции по времени суток и возрасту, а также запретить торговлю пивом вне стационарных торговых помещений. Некоторые региональные власти уже предприняли подобные меры: так, в 2006 году был введен запрет на продажу алкоголя с 23.00 до 8.00. Теперь антиалкогольная кампания может выйти на федеральный уровень.
Минпромторг предлагает ограничить продажу спиртным в ночное время. По идее чиновников следует также запретить продажу пива в киосках, ларьках и на рынках, продавец может потребовать у покупателя алкоголя паспорт.
По мнению экспертов, серьезный удар введение подобных мер нанесет по производителям пива. После заявления Минпромторга акции датского пивоваренного концерна Carlsberg, владеющего одним из крупнейших российских производителей пива «Балтика», потеряли 4,6% своей стоимости, сообщает Bloomberg. Акции южноафриканской SABMiller упали на 0,39%.
В Российском отраслевом союзе пивоваров полагают, что киоски и ларьки сейчас служат основным каналом продаж бутылочного и баночного пива: на него приходится от 50% до 70% от общих объемов продаж пива в России, уточняет Reuters.
В начале года схожие ограничения ввели в Белоруссии, что снизило продажи пива на 20%. С учетом возможного повышения акцизов на пиво падение может быть более серьезным. Кризис и так снизил потребление алкоголя за январь-май на 6,5%. Об этом свидетельствуют цифры Росстата.
Но беспокоиться о судьбе пивоваров вряд ли стоит. Рост объемов потребления в предыдущие годы был столь велик, что оборотов компаниям хватит даже при более существенном падении продаж. Если в 95-м году в стране потреблялось всего 15 литров пива на душу населения, то в 2007 показатель составил уже 80 литров.
В числе пострадавших от принятия этих мер могут оказаться розничные сети. Алкоголь и попутные товары приносят сети в сумме порядка 20% выручки. Причем 10% всех доходов крупные сети получают в ночное время. Однако ликвидация мелкорозничной торговли пивом погонит любителей пенного напитка в сети, так что ритейлеры могут и выиграть за счет гибели мелких торговцев. Это перераспределение в пользу крупных сетей.
Мелкой торговой рознице придется тяжелее всего. Если оценить навскидку ассортимент классического ларька, то не менее 50% приходится на алкоголь и сигареты. Соответственно, касса также в значительной степени пополняется алкогольно-сигаретными деньгами.
Многие эксперты выражают сомнения в эффективности этих мер применительно к борьбе с алкоголизмом. Но немногие замечают, что с уже «готовыми алкашами» никто особенно и борется. Речь о том, чтобы остановить тот вал молодых алкоголиков, который может захлестнуть Россию уже в скором времени.
Барьеры на пути сверхлегкого приобретения алкоголя следует ставить именно на пути молодежи. Ведь рынок слабоалкогольных напитков, в том числе и «коктейлей», растет в стране в первую очередь за счет юных потребителей, что ставит под угрозу будущее нации.
Разумеется, наиболее предусмотрительные граждане будут запасаться пивом на вечер заранее. А вот количество спонтанных покупок пива упадет и это можно признать локальным успехом в борьбе с глобальным явлением.