"Группа двадцати" сменит G8 в качестве основного координирующего органа мировой экономической политики. Так заявила пресс-служба Белого дома, официально об этом объявят сегодня на саммите G20, который проходит в Питтсбурге. Предполагается, что такое решение отражает рост международного значения так называемых развивающихся стран, в первую очередь Китая, Индии и Бразилии, чье экономическое развитие было наиболее активным в последние годы.
«Это отражает сегодняшнее положение дел в мире», - цитирует The Wall Street Journal мнение неназванного источника в администрации США. Согласно оценкам JPMorgan Chase, ВВП развивающихся экономик суммарно вырастет на 0,5%, тогда как развитые страны зафиксируют спад объемов валового внутреннего продукта на 3,3%. Таким образом, история «Большой восьмерки», которая, к слову, начиналась с «Большой шестерки» заканчивается.
Опыт функционирования подобных совещаний возник еще в начале семидесятых годов, когда на регулярные встречи стали собираться министры финансов наиболее развитых экономик западных демократий. В ноябре 1975 года в Рамбуйе официально оформилась так называемая «Большая шестерка», в составе Франции, США, Великобритании, ФРГ, Италии и Японии.
В 1976 году «шестерка» трансформировалась в «семерку», включив в свой состав Канаду. С начала 90-х в двери «семерки» стучалась Россия. Долгое время действовала схема так называемая схема «7+1», достаточно унизительная для РФ, которая не допускалась на открытие форума и первый тур переговоров. Только в 2002 году «семерка» была преобразована в «восьмерку» с участием России. В 2006 году Россия выступала в качестве хозяйки очередного саммита G8.
Считается, что на саммитах «группы восьми» принимаются важнейшие решения, касающиеся дальнейшего развития мировой экономики. Отношение к «восьмерке» в мире всегда было неоднозначным. Антиглобалисты считают G8 прообразом мирового правительства, однако объективных свидетельств этого не наблюдается. Те заявления, которые озвучиваются на саммитах, не играют решающей роли во внутренней экономической политике государств.
Сторонники «теории заговора» вообще считают эту структуру фантомом, или, в лучшем случае, публичной ширмой непубличной политики. Кстати, несмотря на регулярную борьбу с экономическими потрясениями и бедностью, которую вели «шестерка», «семерка» и «восьмерка», группа не избавила свои страны от кризисов. Напротив, они становятся все более глубокими и глобальными.
На долю членов новой версии мирового экономического регулятора, G20, сейчас приходится 85% мирового ВВП. В этом смысле двадцатка становится действительно глобальной по своему охвату. В двадцатку входят Аргентина, Австралия, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, ЮАР, Южная Корея и Япония и высшие представители бюрократии Европейского Союза.
Интересно, что G8 не желает растворяться в «двадцатке» и продолжит свое существование в рамках нового формата, но сосредоточится на решении проблем международной безопасности и некоторых других вопросов, сообщает Bloomberg.
Проходящий в Питтсбурге саммит G20 уже договорился не сокращать программы финансового антикризисного стимулирования экономик. Определились с реформой квот в МВФ. Изменения в пользу развивающихся стран оказалось незначительным - всего 5%. Таким образом, МВФ по-прежнему остается под контролем США и долларовой системы, тем более что перераспределение осуществляется в основном за счет Европы. Также достигнут консенсус в вопросе об ограничении размеров бонусов топ-менеджменту кредитно-финансовых организаций. Решения будут опубликованы в итоговом коммюнике саммита, который обнародуют сегодня ночью.
Предполагается, что на саммите будут приняты новые заявления относительно необходимости повышения качества капиталов и регулирования финансовых систем. Ожидается, что в коммюнике появятся и рекомендации по недопущению дальнейшего роста протекционизма в национальных экономиках.