Потомки американского художника Джека Кирби намерены отсудить права на героев всемирно известных комиксов. Спор разгорается вокруг таких раскрученных персонажей, как Человек-паук, Халк, Люди Икс и другие фэнтэзийные бойцы. Предприимчивая четверка детей Кирби пытается использовать положение закона об авторском праве, по которому они могут претендовать на интеллектуальную собственность спустя десятки лет после того, как она была продана автором.
Восстановить права на супегероев создатель или его потомки могут спустя 56 лет после продажи образа компаниям. При этом уведомление о намерении восстановить права должно поступить не позже чем за 10 лет до завершения действующих соглашений. Так что к предъявлению претензий к некоторым героям Кирби его наследники опоздали. Да и с ныне популярными образами не все понятно: права на Фантастическую четверку истекают в 2017 году, на Халка - в 2018, а на Людей Икс - в 2019. Они распределены между различными компаниями и как сообщает Los Angeles Times, потомки направили уведомления Walt Disney, Sony Pictures, 20th Century Fox, Paramount Pictures и Universal.
На претензии отреагировала пока только компания Walt Disney, которая недавно приобрела права на 5 тыс. героев вместе с фирмой Marvel Ent., где и работал умерший в 94 году художник комиксов Кирби. За компанию WD заплатила за $4 млрд. В заявлении компании сказано о том, что «данные уведомления - попытка вернуть права на персонажи через 7-10 лет, когда истекают сроки авторских договоров, эти претензии принимались во внимание при заключении соглашения (о приобретении Marvel)».
Это дает повод говорить о том, что действия потомков Кирби и Disney могут быть скоординированными. В случае удовлетворения исков, потомки могут использовать образы в течение 39 лет, после чего они автоматически становятся общественным достоянием. Понятно, что без крупного и активного игрока на кинорынке, который создает супергеройский продукт в виде сиквелов, римейков и т.д., внедряет интерес к нему в массах, формируя спрос на сопутствующие товары, прибыль от владения образами будет быстро и неуклонно падать.
А вот если собрать распыленные между компаниями права и продать супергероев оптом какому-нибудь гиганту, тому же Disney, то в течение последующих лет можно просто подсчитывать барыши.
Интересы истцов представляет компания Toberoff & Associates, которая уже имеет опыт в подобных делах. В частности, компания выиграла процесс потомков одного из создателей Супермена Джерри Сигела против Warner Bros. Война идет с переменным успехом, но ситуация все же склоняется не в пользу кинокомпании. В августе Warner Brothers и DC comics отыграли право пользования брендом Супермен, но лишь с условием обязалась приступить к съемкам нового фильма о Супермене к концу 2011 года. В прокат фильм будет запущен в 2012, а уже в 2013 году у Warner Brothers заканчивается кинофраншиза на Супермена и права переходят к потомкам автора супергероя.
Кинокомпания вынуждена идти на рискованный эксперимент. В 2006 году был выпущен фильм Брайана Сингера "Возвращение Супермена", который стоил Warner Bros. $270 млн. Картина провалилась в американском прокате, вернуть деньги удалось лишь за счет международного рынка.