Центробанк РФ присматривается к рынку электронных денег и может стать его регулятором. Об этом заявила замдиректора департамента регулирования расчетов ЦБ Алма Обаева. Как полагают в ЦБ, эмитировать такие деньги должны только банки или компании, действующие через них. Соответственно, к последним должны предъявляться те же требования, в т.ч. по обеспечению капиталом. Сейчас отчетность по ведению интернет-платежей предоставляется в ЦБ на добровольной основе.
Законопроект о контроле за электронными деньгами разрабатывается комитетом Госдумы по финансовым рынкам, сообщает Lenta.ru. Ранее этим вопросом занимался Минфин, где в 2007 году работала некая Межведомственная группа. Судя по всему, банкиры пытаются любыми способами взять под контроль альтернативные денежные системы и способы расчета. Ассоциация российских банков выступила главными инициатором внесения поправок в законодательство относительно платежных терминалов.
Согласно новому закону, терминалы должны быть оборудованы контрольно-кассовой техникой, включенной в государственный реестр. Сейчас ни одна из существующих моделей платежных терминалов в России не входит в реестр. Если ситуация не изменится, то многие платежные терминалы окажутся вне закона с 1 января 2010 года, отмечает интернет-издание.
По разным подсчетам в Рунете действует от 15 до 20 систем электронных денег. По данным iKS-Consulting, 26% от их оборота (порядка 60 млрд руб.) приходится на электронную коммерцию. Остальные 74% составляют переводы между физическими лицами, выплаты фрилансерам. Более 2/3 рынка электронных денег занимает самый популярный сервис WebMoney, еще 1/5 принадлежит Яндекс.Деньги. Относительно недавно на рынок вышла система Money Mail.
Электронными деньгами чаще оплачиваются услуги (94%), чем товары. Причем довольно высока доля электронных денег в оплате онлайн-игр: 51% платежей в российских игровых онлайн-проектах производится электронными деньгами. 40% пользователей систем электронных денег - молодые люди в возрасте 14-17 лет. Оборот всех систем по приблизительным оценкам относительно небольшой - в 2008 году составил примерно 250 млрд руб.
Появление банков в мобильных системах интернет-денег может дать результат сродни эффекту от визита слона в посудную лавку и вынудить пользователей уйти в западные системы, хотя это существенным образом затруднит обналичивание средств. По мнению игроков рынка, нелогично приравнивать банки, которые заняты кредитованием и проведением операций на миллиарды и триллионы рублей с платежными системами, которые функционируют за счет миллионов микроплатежей и живут за счет комиссионных доходов.
Понятно, что формулирование таких требований фактически загоняет виртуальные денежные системы под банки, уровень влияния которых и на макроэкономику и на микроэкономику и без того чрезмерно велик. И если в кровеносной системе экономики, как образно называют финансовую сеть, фиксируются очевидные застойные явления, стоит ли пережимать, так сказать, «малый круг кровообращения»? К слову, системы эти вполне интегрируемы с современными банками, некоторые из которых уже позволяют пополнять интернет-кошельки через свои счета.
Кстати, некоторые платежные системы фактически развивают сетевое интернет-кредитование. Однако, принципы его работы существенно отличаются от классического банкинга и сама система не несет финансовой нагрузки. По сути, кредитованием занимаются группы лиц в системах. Эта ниша может оказаться перспективнее продвигаемого в сети интернет-банкинга классических кредитных организаций, но пока не приобрело сколь-нибудь широких масштабов.
К слову, юридического определения электронных денег в российском законодательстве пока не существует. А вот на Украине госрегулирование ввели еще в 2008 году и эмиссия электронных денег разрешена только банкам. По опыту большинства украинских активных пользователей виртуальных кошельков - это только добавило проблем и привело к увеличению расходов.