Эстония на фоне своих прибалтийских соседей до последнего времени довольно стойко переживала кризис. Если Латвия находилась на грани дефолта, и временно стабилизировать ситуацию удалось лишь за счет внешних вливаний и сокращения социальных расходов, то Эстония обходилась без особых потрясений. И даже наряду с международными структурами и скандинавскими странами порывалась дать денег терпящей бедствие Латвии. Сейчас ситуация изменилась.
Во втором квартале 2009 года ВВП страны рухнул на 16,1% по отношению к сопоставимому периоду прошлого года. Как прогнозирует эстонский минфин, падение экономики страны в 2009 году может составить 14,5%. При этом, в годы мифического кредитного роста с 2004 по 2007 годы Эстония сумела сохранить бездефицитный бюджет.
О том, что рост этот был мифическим, дает представление статистика по структуре ВВП, где в лидерах оказались сектор услуг и жилищное строительство, в котором благополучно раздувался пузырь недвижимости. Однако, определенную макроэкономичечскую сбалансированность стране удалось сохранить, социальные расходы и траты на содержание госаппарта в стране были невелики, а потому резать много и не пришлось.
Однако эффект от снижения заработных плат в госсекторе уже дал существенное падение внутреннего спроса. Эстонское правительство крикнуло привычное в такой ситуации «покупай», но не только эстонское, а все, что продается в стране. Потому что государственный бюджет снимает навар в торговле с оборота. Однако во втором квартале, падение потребительского спроса составило 30%.
Соответственно, наполняемость бюджета продолжает ухудшаться. На прошлой неделе минфин страны разработал законопроект, по которому деньги для покрытия бюджетного дефицита предполагается собирать по принципу «подайте люди добрые». Штатные экономисты Эстонии предлагают открыть специальный счет для пожертвований в пользу государственного бюджета от физических и юридических лиц, сообщает DV.ee. Эта мощная антикризисная мера обсуждается в правительстве и возможно получит высочайшее одобрение.
Для того, чтобы все было по-честному, жертвователь может забрать свои деньги обратно в том случае, если действия правительства по расходованию бюджета ему не понравятся. В этой почти рекламной оговорке имеется интересный коррупционный подтекст. Увидеть его, разумеется, можно лишь с определенной долей пристрастности, но тем не менее.
Ясно, что жертвовать свои кровные, которых и так становится все меньше, рядовой эстонец не станет. А вот бизнес может использовать пожертвования для решения собственных проблем в виде принятия нужных поправок и уточнений в статьи расходов. Возможность отозвать средства выступает гарантийным механизмом сделки.
Конечно, можно занести «сколько и куда надо» напрямую, но это уже криминал. Да и не так просто пробить то, что нужно: в стесненных финансовых обстоятельствах растет конкуренция и, соответственно, запросы получателей. А здесь - все чинно-благородно - простой и понятный механизм, да еще статус благотворителя и патриота своей маленькой родины впридачу...