Свыше 10 трлн. долларов уже потрачено ведущими экономиками мира на борьбу с кризисом. В пересчете на каждого налогоплательщика - это около 10 тыс. долларов. Таковы данные экономистов Международного валютного фонда (МВФ). Лидерами антикризисных трат стали экономики США и Великобритании. На территории этих стран расположены и крупнейшие мировые финансовые центры - Нью-Йорк и Лондон, значение которых в формировании кризисной волны переоценить просто невозможно.
Как сообщает BBC, самые масштабные антикризисные программы были приняты в США и Великобритании. Штаты направили на борьбу с рецессией около 3,6 трлн долларов, или четверть своего годового ВВП. При этом в США на каждого налогоплательщика пришлось порядка 10 тыс. долларов. Куда меньшая по размерам своей экономики Британия уже бросила в огонь кризиса 2,4 трлн долларов, что составляет 94% годового ВВП, по 30 тыс. с головы каждого британца.
Антикризисные программы по стимулированию спроса стали не самой значительной статьёй расходов. Основная часть денег направлялась в форме гарантий банковскому сектору. В США главным поставщиком ликвидности стала Федеральная резервная система, баланс которой за год вырос с 800 млрд. до 2 трлн.
В результате стремления решить проблему финансовых завалов и стимулировать кредитование главный американский финансовый регулятор перешел к политике «сверхдешевых» денег. В настоящий момент стоимость денег в США находится на историческом минимуме. При нулевой ставке ФРС, полугодовая ставка Libor составила 0,7%.
Насколько удачной окажется практика предоставления сверхдешевых денег? Дешевые деньги, которые кому ни попадя раздавал предыдущий глава ФРС Алан Гринспен при сопутствующей законодательной поддержке с изменениями некоторых принципов работы банков, сформировали пузырь на рынке недвижимости США.
В первую очередь от кризиса пострадал мировой финансовый сектор, потери которого составили 4 трлн. долларов. Две трети из этой суммы приходятся на крупнейшие мировые банки, такие как Citigroup и RBS, что дает довольно точное представление о том, где именно стоит искать причины мирового кризиса. Только в связи с мусорным ипотечным subprime банки списали 1,8 трлн. долларов. Эти кредиты и стали детонатором текущего спада.
Стоит напомнить, что формально начало мирового кризиса связывается с крушением еще одного супербанка - Lehman Brothers. Конкретное предупреждение прозвучало в августе 2008 года, когда экономист Гарварда Кеннет Рогофф заявил на конференции в Сингапуре: «В течение ближайших месяцев мы станем свидетелями того, как банки средней руки пойдут на дно, более того, нам предстоит пережить падение крупного, одного из крупнейших инвестиционных банков».
После падения «Братьев» рынки пережили шоковое состояние, замораживание кредитования, сдувание пузырей, списания и принятие мощных программ по накачке финансовых секторов ликвидностью и недостоверной экономической информацией.
Поспешные выводы об окончании кризиса, которые делают некоторые эксперты, опираются на фальсифицированные статистические данные и показатели фондовых рынков. А фондовые рынки смотрят как раз на эту статистику. Регулярный пересмотр первичных цифр в негативную сторону, который происходит в той же американской статистике, выходит уже тогда, когда рынки «употребили фальсификат» и отыграли цифры.
В реальности до сих пор неясно, когда восстановится мировой кредитный рынок. А взаимосвязанность экономик и финансовая взаимообусловленность заставляют не решать проблемы по существу, а стараться удержать ситуацию от обвала.
Переходу к ситуации временного равновесия содействовало открытие ФРС США объемных кредитных линий между ведущими центробанками мира, а также действия МВФ по кредитованию целого ряда стран Восточной Европы, в которых увязли банки Западной Европы и Скандинавии.
Ценой временной стабилизации стал резкий рост дефицитов бюджетов. В ближайшие пять лет национальный долг Великобритании вырастет вдвое и составит 16,51 трлн долларов и лишь проценты по британскому долгу к 2014 года превысят бюджет системы образования королевства, пишет РБК.
В США по итогам 2009 года дефицит составит около 1,6 трлн долларов, а внешний долг страны превысит отметку в 12,1 трлн долларов.
При столь неблагоприятных параметрах решать проблему громадных долгов можно с помощью инфляции доллара. Вероятно, курс доллара будет продолжать ослабляться, однако в резком обвале курса в ближайшее время, похоже, никто не заинтересован.