В понедельник руководство «АвтоВАЗа» может объявить об увольнении 4,5-5 тыс. человек. Еще 31 тыс., по данным различных источников, покинет предприятие до декабря текущего года. Это будут в первую очередь люди пенсионного и предпенсионного возраста. Таким образом, информация от 28 июля о планируемых масштабных увольнениях на автогиганте, в тот же день опровергнутая его пресс-службой, вновь подтверждается.
О массовых сокращениях со ссылкой на свои источники сообщают сразу два информационных агентства – Интерфакс и Reuters. В первом полугодии продажи «АвтоВАЗа» сократились на 44% и составили 179 тыс. 870 штук. Два летних месяца не изменили негативную тенденцию, хотя по продажам в РФ автопроизводитель выглядит несколько лучше других марок. С января по август 2009 года завод реализовал 241 тыс. 405 автомобилей, что на 43,6% меньше результата за восемь месяцев 2008 года.
Точка безубыточности завода находится на уровне 600 тыс. проданных автомобилей в год. Новый глава автоконцерна Игорь Комаров объявил производственный план предприятия на 2009 год в 332 тыс. машин и машинокомплектов, напоминает ИА «Интерфакс». Ясно, что выйти даже на безубыточность в этом году предприятию будет крайне сложно, разве только за счет жестких мер по оптимизации штатов и рабочих графиков.
В данный момент на «АвтоВАЗе» трудится порядка 110 тыс. человек, численность занятых на предприятиях технологической цепочки автогиганта достигает 1,5 млн человек. На смежных предприятиях в самом Тольятти работают около 40 тыс. человек, при общем населении города в 705 тыс. человек.
Учитывая то, что резко упадут доходы и тех, кто останется работать на предприятии, всплеска социальной напряженности в регионе избежать не удастся. С 1 сентября 2009 года по 28 февраля 2010 года завод перешел на режим неполной рабочей недели - 5 дней в неделю в одну смену продолжительностью 8 часов. Для персонала установлены графики сменности по 20 часов в неделю, оплата идет фактически отработанное время. Причем ранее сообщалось, что переход на такой график осуществлен с целью избежать сокращений персонала.
Терпит бедствие и дилерская сеть предприятия, которая состоит из 385 дилеров и 60 дистрибьютеров. По данным аналитического агентства «Автостат» по состоянию на начало сентября на разных стадиях банкротства оказались 14 дилеров концерна «АвтоВАЗ». Это работающие в столичном регионе «Элекс-Полюс», «Инком-Лада», «Ростокино-Лада», подмосковные «Зеленоград-Лада», «Воскресенск-Лада», «АвтоВАЗ-Люблино» и «Чехов-Лада».
Инициировали процедуру банкротства региональные дилеры «Тамбов-Лада», «Кубань-Лада», «Волгоград-Лада», «Екатеринбург-Лада», челябинская «Лада-Бест», казанский «Булгар-АвтоВАЗ» и архангельский «АвтоРИМ».