В среду премьер-министр Владимир Путин на встрече с руководством Союза машиностроителей России заявил о том, что никакие барьеры не заставят потребителей покупать морально устаревшие машины. Эти меры могут дать лишь кратковременный эффект, государственной поддержкой производители обеспечены, все остальное - в руках самих машиностроителей.
«Не нужно иллюзий, сегодня никто не в состоянии заставить покупателей приобретать товар уровня вчерашнего дня. Никакие уговоры или заградительные барьеры, таможенные пошлины здесь, по большому счету, не помогут», - цитирует РИА Новости слова председателя правительства.
Российской правительство довольно активно содействует отечественным машиностроителям, в основном, автопрому. Для обеспечения спроса на изделия российских автопроизводителей были увеличены таможенные ставки на ввоз иномарок.
Кроме того, государство ввело субсидии по кредитам на покупку производимых в стране автомобилей. Уже в начале июля условия программы были улучшены за счет расширения лимита стоимости покупаемого автомобиля с первоначальных 350 тыс. до 600 тыс. руб. Это позволило расширить модельный ряд автомобилей, которые можно приобрести в рамках программы. Кроме того, были снижены требования по первому вступительному платежу с 30 до 15%.
Судя по всему, сроки действия заградительных пошлин на иномарки будут продлены. Сейчас период их действия определен до 1 сентября текущего года. В конце августа поступила рекомендация от правительственной комиссия, воглавляемой вице-премьером Виктором Зубковым о продлении пошлин до 1 июня 2010 года.
Не стоит забывать, что автопроизводителям оказывается значительная финансовая поддержка. Многострадальный АвтоВАЗ получил 25 млрд руб. в виде беспроцентной ссуды. Это трудно назвать инвестиционным вложением, так как этими деньгами компания фактически рассчиталась с поставщиками комплектующих.
Еще 55 млрд руб. зарезервировано на поддержку Объединенной промышленной корпорации. Автозавод ГАЗ укреплен 20 млрд руб. госгарантий. Волжскому автопроизводителю была открыта кредитная линия от ВЭБа на 5,6 млрд руб., которую планировалось направить на модернизацию производства дизелей.
«За последние месяцы наши машиностроители получили достаточно серьезные ресурсы и преференции: естественно, рассчитываем, что эти денежные средства будут использованы по уму», - констатировал Путин.
По уму или нет, однако без серьезных, по-настоящему тектонических сдвигов в российском машиностроении каких-либо реальных результатов ждать не приходится. Падение на рынке продолжается. В январе-августе текущего года объемы продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в России упали на 51% и составили 989 тыс. 996, сообщает Moneytimes со ссылкой на данные комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса.
Стоит заметить, что меры господдержки позволили АвтоВАЗу рухнуть не столь глубоко, как того можно было ожидать. Если рассматривать продажи концернов, то на первое место вышел АвтоВАЗ, потери которого на падающем рынке оказались меньше ожидаемых. Отечественный автопроизводитель реализовал 241 тыс. 405 автомобилей , что на 44% меньше показателя прошлого года. Вместе с тем, это на 10% выше июльского показателя, констатирует издание.
И все же предложение работать «по уму» в первую очередь можно адресовать именно толльятинскому производителю. Новый президент компании Игорь Комаров, приняв руководство, первым делом намерен сменить систему работы с дилерами. Оказывается, раньше компания сама определяла, какие модели и в каком объеме производить. Иначе чем «странной» такую систему работы и не назовешь. Теперь предприятие будет больше ориентироваться на заказы, поступающие от дилеров завода и, в частности, планирует увеличить производство Lada Priora, уточняет Дни.ру.
Как заявил Путин, выделенные государством средства должны быть использованы «не только для того, чтобы залатать дыры текущего характера, связанные с кризисом, но и наладить выпуск качественной и востребованной продукции».
Каким образом будут решать эту проблему машиностроители пока неясно. Внятной стратегии обеспечения технологического рывка в том же автопроме не существует. Советский ВАЗовский вариант технологического прорыва, который планировал осуществить ГАЗ, приобретая с помощью «Сбербанка» технологии Opel, явно пробуксовывает. Никто не хочет продавать нам технологии.
«Отверточная сборка» может убить отечественный автопром окончательно, вернее, ту его часть, которая производит автомобили, а не прикручивает чужие колеса к чужим корпусам. Китайский путь с постепенным ростом процента местных комплектующих в готовом изделии также не кажется очень уж перспективным. У КНР просто не было собственных крупных автопроизводств, которые имеются в России. И что самое главное - теперь они есть, в том числе и в виде собственных марок. И конкурировать с китайцами в деле быстрой и дешевой автосборки просто неразумно.