По данным Федеральной службы государственной статистики, розничные цены на автомобильный бензин в среднем по России за последнюю неделю августа поднялись на 0,4%. С начала года рост цен на автомобильное топливо составил 7,9%. Однако некоторые эксперты полагают, что с октября текущего года бензин в России может подешеветь.
В последние месяцы в стране, если верить официальной статистике, наблюдалось падение темпов роста бензиновых цен. В июне топливо в среднем подорожало на 8,8%, в июле - на 7,1%, в августе - 3,6%. Как утверждают аналитики, розничные цены на бензин в РФ в первую очередь коррелируют с ценой нефти на мировом рынке. Автолюбители «неаналитики» относятся к этим утверждением скептически. И в самом деле - топливо дорожало и в период роста нефтяных цен и в момент их падения. Всякий раз этому парадоксу находилось изощренное объяснение.
По прогнозам директора по стратегическому развитию «Кортеса» Павла Строкова, в сентябре оптовые цены на 80-й, 92-й и 95-й бензин в среднем по России могут вырасти на 1-4%, а розничные - на 2-4%, пишет Newru.com. Дело это практически предрешенное, так как аналитики центра «Кортес» зафиксировали в первую неделю сентября рост цен на топливо в оптовом сегменте. Логично, что подорожание выльется в розницу.
Также в сентябре планируются ремонты на 10 установках первичной переработки нефти, 11 установках каталитического риформинга, 4 установках каталитического крекинга и 4 установках гидроочистки. Это приведет к сокращению производства и, соответственно, повышению цен. А вот дальше ситуация может измениться.
Как полагают аналитики «Кортеса», возможное повышение цен на мировых рынках за баррель до $70 и возвращение в строй ремонтируемых мощностей теоретически могут обеспечить потенциал снижения оптовых цен в октябре-декабре до 3-4 тыс. руб. за тонну. Хотя пресловутая экспортная альтернатива традиционно приводила к переориентации топливных потоков в зарубежном направлении и сокращению объемов для внутреннего потребления.
Второй сценарий «Кортеса» предполагает падение стоимости «черного золота» на мировых площадках, что по цепочке приведет к снижению оптовых, а затем и розничных цен. Но кто даст гарантию, что нефтяники вновь не попросят компенсировать падение экспортных доходов высокими внутренними ценами.
Аналитик ИФД «КапиталЪ» Виталий Крюков напоминает и о марже сетей АЗС, которая на данный момент находится на уровне 10%. Снижение оптовых цен при сохранении розничных приведет к увеличению доходов АЗС до «нормального» уровня. Проще говоря, АЗС постараются не снижать цены, даже если закупочная стоимость топлива упадет.
Нельзя исключить внимания к топливному рынку Федеральной антимонопольной службы. Административный ресурс в отрасли со столь непрозрачным ценообразованием сейчас является наиболее очевидным фактором, способным повлиять на потребительские цены. Однако предсказать с высокой степенью вероятности рост или падение цен на бензин «простым смертным» не дано. «Проблема в том, что четкая закономерность определения цен на рынке топлива отсутствует, поэтому нельзя объяснить и точно спрогнозировать цену на бензин», - отмечает в комментарии «Агентству НефтеГазовой Информации» президент Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль. И для кого-то такая ситуация, безусловно, выгодна.