Счет зарегистрированных лекарственных препаратов идет на тысячи. Ориентироваться в этом море таблеток чрезвычайно сложно, и есть риск, что потенциальные покупатели не обратят внимания на товар. В результате обостряется и без того яростная конкурентная борьба, в которой фармакомпании не брезгуют даже неджентльменскими методами. Однако иногда все же отвечают за это перед государством.
Крупнейшего американского производителя лекарств США компанию Pfizer обвинили в «мошенническом маркетинге» своих препаратов и обязали выплатить штраф в размере $2,3 млрд. Это самая крупная в истории медицины компенсация в связи с мошенничеством.
Расследование в отношении фармацевтического гиганта началось после подачи частных исков в штатах Массачусетс, Кентуки и Пенсильвания, за которые истцы получат правительственное вознаграждение в размере $102 млн. Pfizer обвинили в некорректной рекламе некоторых препаратов, в том числе болеутоляющего Bextra, антибиотика Zyvox и лекарства против эпилептических приступов Lyrica.
В ходе следствия правоохранительные органы выяснили, что компания приписывала этим препаратам большие свойства, чем это было на самом деле. Кроме того, Pfizer навязывал свои лекарства через докторов, которые прописывали их пациентам, в большинстве случаев без прямой необходимости.
Справка: фармакологический производитель Pfizer был основан в 1849 году. Компания выпускает такие всемирно известные препараты, как средство для улучшения эрекции Viagra и глазные капли Visine. Заводы Pfizer расположены в 46 странах, в компании работают около 100 тыс. человек.
Годовой оборот компании Pfizer составляет около $48,3 млрд. Чистая прибыль по итогам 2008 года превысила $8 млрд. Компания ежегодно вкладывает миллиарды долларов в научные исследования. В ходе одного из экспериментов, проводившегося в Нигерии в 1996 году, погибло 11 детей. Компания пообещала выплатить правительству страны компенсацию в размере $75 млн.
Но, к сожалению, подобные инциденты встречаются не только в Америке, но и у нас, в России, причем порой куда в более страшных формах.
Счет зарегистрированных по всему миру лекарственных препаратов идет на тысячи. Перечень интенсивно пополняется новинками - фармацевтические компании то и дело выбрасывают на рынки новейшие разработки или вариации уже известных лекарств.
Ориентироваться в этом море таблеток и прочих форм медикам чрезвычайно сложно. Специализированные справочники регулярно обновляются, в медицинских изданиях публикуются статьи и рекламные материалы. Но ведь промежуточный адресат - врач может -не обратить должного внимания на публикации. Поэтому компании стремятся к как можно скорейшему и многовариантному продвижению своей продукции: конкуренты могут опередить. Продвигают, не брезгуя неджентльменскими методами.
Например, в наших государственных и муниципальных больницах существует неофишируемое правило - выписывать только дорогостоящие препараты и рекомендовать «купить их в аптеке на первом этаже», так как «там все это есть». Секрет прост - у поставщиков и производителей лекарств существуют целые системы поощрений врачей, это не секрет. Хотя с точки зрения этики такое недопустимо.
Буквально несколько лет назад, нарушая закон о рекламе, по телевидению активно рекламировались лекарства, имеющие серьезные противопоказания и отпускающиеся только по рецепту. Штрафы за неподобающие ролики были просто смешными в сравнении с доходами.
А чего стоят рекламы пищевых добавок, которые по радио, телевидению и в газетах преподносятся, как «волшебные зелья». И тут ничего не поделаешь. Россияне, особенно пенсионного возраста, старикам, веря в чудо, несут и отдают свои накопленные деньги за «избавление от всех болезней».
Таким образом, на сознание потребителя воздействуют с нескольких сторон: скрытая реклама уверяет, что ему нужно именно это и никакое другое лекарство; врач, к которому обращается пациент, будучи ангажирован фирмой, охотно откликается: разумеется, это, оно ведь лучшее! - и выписывает рецепт. Ну а аптека принятый рецепт засчитывает себе в плюс: разрекламированное лекарство своевременно закуплено и продается с максимальной прибылью.
Получается, в барыше все, кроме пациента. А он-то хотя бы вылечится за свои кровные? Кто ж знает! Ведь только врачу известно, нужно ли больному именно это лекарство и не пострадает ли здоровье того, кто доверился авторитету эскулапа.