В США досрочно завершилась программа "деньги за драндулет", оказавшаяся сверхпопулярной. В России аналогичный проект (по выдаче компенсаций тем, кто сдаст старый автомобиль и купит новый) только планируется запустить со следующего года. Сначала новая программа будет реализовываться в четырех регионах страны. Но размер компенсаций у нас будет гораздо скромнее, чем в Штатах.
Уже не секрет, что скоро в России владельцы старых авто смогут получить деньги за утилизацию своих «драндулетов». Ну а недавно были определены и те регионы, где автохлам будут перерабатывать. Теперь обо всем по порядку.
В начале следующего года к запуску планируется программа по утилизации машин. В рамках проекта владелец любого автомобиля старше 10 лет может сдать своего железного коня на переработку. И за это получить субсидию для покупки нового.
Как в начале августа рассказывал директор департамента автомобильной промышленности Минпромторга РФ Алексей Рахманов, утилизировать можно будет как отечественный автомобиль, так и иномарку. Главное, чтобы они были зарегистрированы на последнего владельца не менее 1 года.
Автомобили буду принимать в специальных центрах утилизации. Собственники в обмен на автохлам получат ваучер (сертификат) номиналом 50 тыс. руб. Этот сертификат может быть использован только на приобретение нового автомобиля. Причем только отечественного производства (включая иномарки, собираемые в России).
Такой мерой власти надеются решить сразу две проблемы: помочь автопрому, стимулируя спрос на новые машины, и также освободить улицы страны от автохлама.
«Одной из самых острых проблем российского авторынка остается средний возраст эксплуатируемых автомобилей. Около 50% парка - старше 10 лет. Запуск пилотного проекта позволит, с одной стороны, поддержать производителя, а, с другой, стимулировать обновление автопарка», - считает Рахманов,с лова которого цитирует «Интерфакс».
Впрочем, сначала новая программа будет запущена в качестве эксперимента лишь в четырех регионах России. Площадками для эксперимента выбраны Москва, Санкт-Петербург, Самара и Нижний Новгород.
Регионы, где стартует программа, выбраны не случайно. Это крупные города, в которых сосредоточена значительная часть автопарка страны. Москва является городом самого большого числа автомобилей в России. На начало года при почти 10,5 млн жителей в столичной ГИБДД на учете состояло 3,58 млн легковых машин. Автопарк Санкт-Петербурга насчитывал 1,24 млн единиц легковой техники.
Ну а что касается Самарской и Нижегородской областей - то в этих регионах располагаются крупнейшие российские производства автомобилей: АвтоВАЗ и ГАЗ соответственно.
Заметим, что губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев распорядился выделить на региональную программу обновления автопарка уже в этом году 150 млн руб. из областного бюджета.
Как говорится на сайте правительства Нижегородской области, жителям области будут предоставляться компенсации при обмене ими старых автомобилей на новые, произведённые на территории области.
Причем обменять можно будет даже семилетний автомобиль («с датой выпуска до 1 января 2003 года»). Компенсироваться будет 10% от стоимости нового автомобиля на момент заключения договора купли-продажи, но не более 50 тыс. руб.
Новый автомобиль может быть приобретён только у официальных дилеров заводов-изготовителей, производящих автомобили в Нижегородской области.
В Самаре построить базу для утилизации автомобилей рассчитывают в 2010 году.
Напомним, что во многих странах программы по стимулированию утилизации старых авто уже успешно реализуются. Правда, суммы, которые правительства компенсируют владельцам «драндулетов» значительно превышают российские.
Так, в Германии (которая первой разработала программу выкупа ветхих авто в период кризиса) каждому, кто сдаст на утилизацию свою машину старше 9 лет выделяются дотации на покупку новой в размере 2.5 тыс. евро.
Еще более щедрой, только короткой, оказалась американская программа «деньги за драндулет» (cash-for-clunkers). В ее рамках покупателю на покупку нового автомобиля взамен старого предоставлялось субсидия на $4.5 тыс!
Впрочем, прошлой ночью правительству Штатов пришлось свернуть программу досрочно, поскольку на всех желающих сдать свою авто рухлядь денег не хватило. Программа оказалась слишком популярной и средства выделенные на ее проведение закончились раньше срока.
Впрочем, благодаря cash-for-clunkers почти полмиллиона американцев смогли обменять свои старые авто на новые, а автопроизводители впервые с начала кризиса вспомнили о росте продаж. Российская программа едва ли вызовет такой ажиотажный спрос, однако, поживем- увидим.