К неприятностям, выпавшим на долю авиакомпаний в кризис, прибавилась еще одна. Власти Евросоюза опубликовали "черный список" перевозчиков, которым полеты в ЕС с 2012 года могут быть запрещены по экологическим соображениям. Еще есть время на замену самолетного парка на более экологичный, однако не у всех авиапредприятий будут возможности для этого.
Евросоюз опубликовал международный список авиакомпаний, которым с 2012 года могут быть запрещены полеты в аэропорты на территории ЕС. В «черный список» попало около ста авиакомпаний из России, в том числе «Аэрофлот». Ограничения связаны с новыми экологическими нормами в странах Европейского союза.
Так, с 1 января 2012 года в Евросоюзе в силу вступает новое законодательство. Согласно нему всем авиапервозчикам (европейским и не европейским), совершающим полеты в ЕС, предписано сократить объем выбросов в атмосферу углекислого газа, доля которого в объеме «парниковой» эмиссии в целом по ЕС составляет 3%.
Против нарушителей новых правил могут быть применены штрафные санкции, вплоть до полного запрета на полеты в Европу, передает РИА «Новости».
Всего «черный список» авиакомпаний, опубликованный «Официальной газетой Европейского Союза» включает около 4 тыс. авиакомпаний. В их числе крупнейшие авиаперевозчики со всех континентов, в том числе из Европы и США.
Всем авиакомпаниям предписано приступить к мониторингу объемов вредных выбросов у своих авиалайнеров уже с января 2010 года.
Как в интервью Bigness.ru заметил аналитик Rye, Man & Gor securities Ленар Хафизов: «Почти сто российских авиакомпаний - это почти все авиакомпании страны». Вместе с тем, аналитик считает, что воспринимать этот список слишком серьезно не стоит. В любом случае, до 2012 года еще есть время, подчеркнул Ленар Хафизов.
По всей видимости, новое требование ЕС вынудит ведущих перевозчиков, в том числе и Аэрофлот, «ускорить процесс обновление авиапарка, хотя это и будет сложно сделать в нынешних условиях». Кредитных ресурсы в кризис почти недоступны, а получить самолет в лизинг также стало сложнее. Впрочем, возможно с учетом мировой конъюнктуры Евросоюз и смягчит ряд требований, предположил аналитик.
Ну а менее крупным компаниям, возможно, действительно придется переориентироваться на другие направления, и смириться с тем, что рынок ЕС будет для них закрыт.
Таким образом, к неблагоприятной конъюнктуре для авиаторов добавится еще один фактор. Напомним, что авиакомпании - одни из тех, кто наиболее тяжело переживает кризис. Спрос на перелеты упал как из-за того, что люди стали экономить на путешествиях, так и по причине снижения деловой активности во всем мире.
Кроме того, цена на авиатопливо периодически росла вслед за ценами на нефть. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) в этом году вынуждена периодически ухудшать прогноз убытков авиакомпаний. Кроме того, что по данным IATA, эпидемия нового гриппа сократила пассажиропоток по всему миру в среднем на 1%. Согласно последним оценкам IATA, убытки авиаперевозчиков в 2009 году составят $9 млрд (в 2008 году убытки составили $10,4 млрд).
Что касается экологической составляющей новых требований, то, как в интервью Bigness.ru заметила руководитель проекта по энергоэффективности WWF Инна Грицевич, самолет очень энергоемкий вид транспорта. Для того чтобы взлететь, машине требуется достаточно много топлива - того самого авиационного керосина, который при сгорании приводит к образованию CO2. Ну а CO2 в свою очередь является одним из самых главных парниковых газов.
По данным международных экспертов, на авиатранспорт приходится 13% от общего объема выбросов углекислого газа, производимого в глобальном масштабе всеми видами транспорта, и 2% от глобальной эмиссии CO2 в результате деятельности человека.
Новое законодательное решение в отношении разрешений на выбросы парниковых газов для авиатранспорта было принято Евросоюзом в январе 2009 года, несмотря на оппозицию со стороны большинства членов ICAO (Международной организации гражданской авиации) и IATA.
Для европейцев подобное решение весьма актуально, ведь в Европе масштабы авиаперевозок за последнее время существенно выросли. В странах ЕС практически из любого города в любой город можно улететь, так как авиаперевозки стали довольно дешевым видом транспорта, рассказала Инна Грицевич.
Впрочем, как заметила наша собеседница, России рано или поздно также придется прийти к ужесточению требований к авиакомпаниям, поскольку мы являемся стороной Конвенции об изменении климата. Впрочем, это произойдет нескоро, не в ближайшее время, уверена эксперт.
В настоящее время выбросы парниковых газов в экономике России существенно ниже ее национальной квоты, поэтому вопрос об их жесткой регламентации пока для нас не стоит так остро, как в Европе. Вместе с тем, на последнем саммите «Большой восьмерки» было провозглашено, что у нашей страны есть цель на 20-25% снизить выбросы парниковых газов к 2020 году, напомнила Инна Грицевич.
Справка: К авиакомпаниям, летающим в ЕС, и так предъявляются достаточно жесткие требования. Например, Еврокомиссия публикует «черный список» ненадежных авиаперевозчиков, самолеты которых не соответствуют европейским нормам безопасности. Всего в «черный список» ЕС включены свыше ста авиакомпаний, в основном из стран Африки и Азии. Однако, в этом перечне авиакомпаний, которым полностью запрещены полеты в ЕС, значатся и три украинских авиаперевозчика - Ukraine Mediterranean Airlines, Ukraine Cargo Airways и Volare Aviation. Российские авиакомпании в нем не фигурируют.
Ну а в августе еврокомиссар по транспорту Антонио Таяни предложил выработать «мировой черный список» авиаперевозчиков.