В кризис государство всячески пытается помочь автопроизводителям. Теперь стало известно о новых переменах в судьбах российских автогигантов. Госкорпорация "Ростехнологии" собирается объединить активы АвтоВАЗа и КамАЗа в единый холдинг. Это позволит компаниям привлекать более дешевые кредиты, надеются инициаторы объединения. А вот эксперты сомневаются в целесообразности такого шага.
Государство уже разными способами пыталось помочь российскому автогиганту «АвтоВАЗу». Ведь в кризис завод переживает тяжелые времена. В помощь Волжскому заводу выделялись субсидии (на 25 млрд руб., из которых на 11 августа АвтоВАЗ израсходовал уже 24,32 млрд руб.)
В целях поддержки отечественного автопрома в целом, в стране введены заградительные пошлины на подержанные иномарки, запущена система льготного автокредитования и пр.
Ну а теперь стало известно о планируемых переменах в судьбе АвтоВАЗа. Правда, смогут ли они помочь компании, неясно. По сообщениям СМИ, госкорпорация «Ростехнологии» собирается объединить активы АвтоВАЗа и КамАЗа.
Глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов еще в мае заявлял, что госкорпорация планирует консолидировать свои активы по видам деятельности. Первым, похоже, стал автопром.
Из автомобильных активов «Ростехнологиям» принадлежат не только 25% акций «АвтоВАЗа» и 37,8% акций КамАЗа, но также и 30% акций «Автодизеля» (группа «ГАЗ»). Последний актив, вероятно, также войдет в новый холдинг, сообщает «Интерфакс».
Предполагается, что холдинг будет организовывать производственную деятельность входящих в него предприятий и контролировать их финансовые потоки.
В течение полугода «Ростехнологии» должны внести принадлежащие им пакеты акций заводов во вновь созданное юридическое лицо. Им может стать ООО «Автоинвест-холдинг» с уставным капиталом 847 тыс. руб., учрежденное госкорпорацией в конце 2008 года.
Увеличенный баланс нового общества позволит автозаводам привлекать более дешевые займы. А сами заводы могли бы сэкономить за счет объединения систем закупок, передает РИА «Новости» слова одного из акционеров АвтоВАЗа и КамАЗа.
Впрочем, никто не подсчитывал экономического эффекта от объединения и не разрабатывал общей стратегии, признает неназванный источник.
Пока известно лишь то, что председателем совета директоров АвтоВАЗа станет Сергей Когогин (нынешний глава КамАЗа). Он сменит на этом посту Сергея Чемезова.Последний в свою очередь покинет совет, как впрочем, и глава АвтоВАЗа Борис Алешин.
Останется ли Сергей Когогин гендиректором КамАЗа или также возглавит его совет директоров, источники редакции не знают.
Примечательно, что идея объединить АвтоВАЗ и КамАЗ принадлежит как раз Борису Алешину, которому теперь, вероятно, придется покинуть завод. Алешин начал лоббировать объединение еще осенью 2005 года, когда «Рособоронэкспорт» (на базе которого сформированы «Ростехнологии») только приступал к управлению АвтоВАЗом и КамАЗом.
Будучи главой Роспрома, Алешин убеждал Владимира Путина в необходимости объединения «АвтоВАЗа», «КамАЗа» и «ГАЗа» с последующим предоставлением единому холдингу госпомощи на $5 млрд. Однако тогда затея не увенчалась успехом.
Сергей Когогин осенью 2006 года уже рассматривался «Ростехнологиями» как руководитель АвтоВАЗа. Тогда авторынок России рос, и Когогин был готов возглавить АвтоВАЗ только в случае сохранения должности на КамАЗе.
Объявить о создании автомобилестроительной корпорации официально Сергей Чемезов должен 26 августа на Московском международном автосалоне, говорится в аналитическом обзоре ИК «Файненшл Бридж».
Однако объявление планов по созданию холдинга может быть перенесено на середину сентября, поскольку не решены вопросы объединения с иностранными акционерами российских автозаводов - Renault (владеет 25% акций АвтоВАЗа) и Daimler (10% акций КамАЗа).
По данным одного из источников, что Renault и Daimler не станут протестовать, поскольку проект не размоет их доли в КамАЗе и АвтоВАЗе. Для внесения пакетов АвтоВАЗа и КамАЗа в новое юридическое лицо наверняка даже не потребуется общего собрания акционеров заводов. Официально в концернах ситуацию не комментируют.
Эксперты не уверены в целесообразности объединения. Аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Пак, например, сомневается в смысле создания такого холдинга. По его мнению, «Ростехнологиям» и менеджменту «АвтоВАЗа» нужно более оперативно принимать решения, а создание новой управленческой структуры скорее затормозит процессы управления, передает «Интерфакс». Никакой синергии такое объединение не несет, уверен он, поскольку предприятия, которые планируется объединять - совершенно разные.
К тому же неясно, пока не ясно каким образом новая компания будет управлять холдингом, и какое место в процессе принятия решений достанется другим акционерам - в первую очередь Renault и Daimler.