Продолжает работу авиасалон МАКС-2009 в подмосковном Жуковском. Результатом выставки уже стало подписание контракта на рекордную сумму. Минобороны закупит самолетов у компании "Сухой" на более чем 80 млрд руб. Впрочем, на салоне прозвучала и критика российского авиапрома. Премьер-министр РФ Владимир Путин отчитал авиастроителей за неэффективные продажи и накопленные долги.
Об авиационном салоне МАКС-2009 в подмосковном Жуковском не слышал, наверное, только самый ленивый россиянин. Сегодня начался второй день работы авиасалона, и его результатами уже стали контракты на рекордные суммы. Не обошлось на выставке и без критики российского авиапрома.
Премьер-министр РФ Владимир Путин отчитал авиастроителей за «расхлябанную» работу и неэффективную финансовую политику. Тем не менее, премьер также пообещал помочь отрасли.
С 2004 года финансирование авиации государством увеличился в 20 раз, и даже в нынешнем кризисном году на эти цели выделено 8 млрд руб. А вот полноценной отдачи от отрасли государство пока не дождалось.
Тем не менее, развитие отечественного авиапрома и космонавтики остается одним из приоритетов России. Государство намерено продолжать инвестировать средства в авиастроение, но с учетом реальной отдачи, заявил премьер-министр.
«Без авиации у российской экономики нет будущего, да и обороноспособность невозможно обеспечить без современных комплексов, но это не значит, что вот этими тезисами можно прикрывать расхлябанность, плохую организацию работы», - цитирует слова Путина «Интерфакс».
Наибольшие нарекания премьера вызвала «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК). По словам Путина, корпорация и ее дочерние структуры задолжали кредиторам 119 млрд руб., при этом заключая убыточные контракты.
Дело в том, что ОАК продавала российские самолеты российским и иностранным компаниям с убытком для себя. Глава правительства потребовал от ОАК и заинтересованных ведомств продумать, как впредь исключить подобное.
При этом, по словам Путина, ОАК и ее «дочки» должны кредиторам 119 млрд руб., причем 64 млрд руб. из них не обеспечены выручкой или прибылью предприятий.
Ранее корпорация планировала гасить долги за счет распродажи непрофильных активов, размещения акций, а также намеревалась перекредитоваться по меньшим ставкам. В кризис эти механизмы не сработали.
Теперь Путин поручил профильным ведомствам срочно разработать меры по спасению авиапрома. К 1 октября должна быть готовы программа финансового оздоровления отрасли, а также предложения по совершенствованию механизмов поддержки продаж отечественной авиатехники.
Кроме того, из бюджета РФ выделят 3,2 млрд руб. на докапитализацию компании «Сухой» (входит в ОАК); еще 15 млрд руб. могут направить на докапитализацию РСК «МиГ» (также является «дочкой» ОАК).
При этом глава правительства предостерег «от иллюзий того, что государство будет бесконечно покрывать убытки, вытаскивать предприятия из долговой ямы, исправлять ошибки менеджмента».
Бюджетные средства должны помогать становлению действительно конкурентоспособных компаний.
«Отрасль должна работать в рыночных условиях, мы прекрасно понимаем, что ситуация сложна, и конкуренты ваши на мировых рынках имеют прямую поддержку со стороны своих правительств. Но, во-первых, не нужно повторять чужих дурацких ошибок, самим нужно работать эффективно», - сказал Путин.
Ну а радостной новостью для компании «Сухой» стало заключение контракта с Минобороны РФ. Этот рекордным для новой России контракт - его стоимость превышает 80 млрд руб.
Согласно договоренностям, ВВС России получат 48 самолетов истребителей Су-35, 12 истребителей Су-27 и четыре - Су-30. Контракт рассчитан до 2015 года, передает РИА «Новости».
Кроме этого, компания «Сухой» и компания «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) в рамках авиасалона заключили соглашение с ВЭБ. Соглашение о стратегическом сотрудничестве в области гражданской и военной авиации предусматривает участие ВЭБа в проектах Sukhoi Superjet 100 (новинка российской гражданской авиации) и Су-35.
В частности, стороны намерены создать конкурентоспособный механизм финансирования продаж Superjet 100 на внутреннем и внешнем рынках.
ВЭБ выделит $250 млн своей «дочке» - «ВЭБ-лизинг» - на приобретение десяти самолетов Superjet 100 и последующую передачу их «Аэрофлоту».На серийное производство истребителя Су-35 ВЭБ выделит 3,5 млрд руб.
А вот неожиданной новостью первого дня МАКС-2009 стало известие о том, что откладывается подписание соглашения о поставках десяти самолетов Superjet 100 для «Аэрофлота».