Генпрокуратура требует оформлять авиабилеты на внутренние рейсы на русском языке. Ведь электронные билеты часто выписываются на английском или латиницей, что ущемляет права россиян, не владеющих иностранными языками. На подобном нарушении попались "Трансаэро", "Аэрофлот", "Московия", "Вим-Авиа", "Газпромавиа" и "РусЭйр". Впрочем, часть компаний уже "работает над ошибками".
В последнее время авиабилеты, цены на них и даже их оформление вызывает пристальный интерес у властных структур.
В июле, например, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) объявила о начале целой кампании против завышенных цен на авиабилеты. Антимонопольщики обещали проверить сам механизм ценообразования.
Теперь Генеральная прокуратура РФ потребовала от авиаперевозчиков оформлять билеты на внутренние рейсы на русском языке.
Ведь многие авиакомпании стали пренебрегать родным алфавитом и оформлять билеты на английском языке или просто на латинице даже на внутренние рейсы. Это, безусловно, ущемляет права россиян, так и не выучивших английский.
По поручению Генпрокуратуры, Московская межрегиональная транспортная прокуратура провела проверку обоснованности оформления популярных сегодня электронных билетов на внутренние авиарейсы на английском языке, а также с использованием латинского алфавита.
В подобном нарушении Генпрокуратура уличила сразу несколько компаний: «Трансаэро», «Аэрофлот - Российские авиалинии», «Авиакомпания Московия», «ВИМ-Авиа», «Газпромавиа» и «РусЭйр».
Установлено, что перечисленные авиаперевозчики «информацию в маршрут-квитанциях электронных авиабилетов о дате полета, пункте пребывания, виде тарифа, фамилии пассажира и др. представляют на английском языке, а также с использованием латинского алфавита», - говорится в сообщении Генпрокуратуры.
Это создает определенные трудности пассажирам в прочтении билетов, а также нарушает их права, уверены в ведомстве. Действия авиаперевозчиков идут вразрез с требованиями законов «О государственном языке» и «О защите прав потребителей».
Часть компаний уже «работают над ошибками». По требованию прокуратуры, «Аэрофлот» произвел «доработки программного обеспечения системы продаж для формирования и распечатки двуязычной маршрут-квитанции».
В настоящее время оно вводится в эксплуатацию во всех точках продажи билетов на территории России. Аналогичные меры принимают «РусЭйр» и «Вим-Авиа».
А вот «Трансаэро», авиакомпания «Московия» и « Газпромавиа» не исполнили законные требования прокуратуры об оформлении маршрут-квитанций электронных билетов на внутренние рейсы на русском языке, сообщает Генпрокуратура.
В связи с этим в суды направлены исковые заявления о признании их действий незаконными. Ну и «развитие ситуации находится на контроле Генеральной прокуратуры», - заверяет ведомство.
Меры прокуратуры могут оказаться действенными. Так, например, ситуация с задержкой рейсов в стране стала несколько лучше после введения наказаний для самых злостных нарушителей.
По данным Росавиации, в 2008 году самая непунктуальная компания - «Якутия» задержала 40% рейсов, а в первом полугодии 2009 года у лидера - Sky Express всего 13%. Ведь с прошлого года Росавиация вправе сократить чартерные полеты авиакомпании, если рейсы, выполненные без задержки, составляют менее 90% от общего количества полетов.
Кроме того, кризис весьма ощутимо ударил именно по авиакомпаниям: спрос как на туристические, так и на деловые перелеты упал, цена на топливо периодически росла и пр.
Посему авиаторы едва ли захотят уплачивать какие-либо штрафы. Кому нужны дополнительные расходы, когда в первом полугодии, по данным Росавиации, авиакомпании и так перевезли всего 18,8 млн пассажиров, что на 18% меньше чем в первой половине прошлого года.
Процент занятости пассажирских кресел снился на 1 процентный пункт до 70,5%. Пассажирооборот гражданской авиации в I полугодии снизился на 17,6%, составив 46,3 млрд пассажиро-километров.
Из 15 крупнейших авиакомпаний России (в сумме обеспечивают 79% всех российских авиаперевозок), хуже всего дела обстоят у «Атлант-Союза» и, кстати «Вим-Авиа. В первом полугодии эти компании сократили перевозки на 47% и 34,5% соответственно.
Не исправил ситуацию даже начавшийся сезон отпусков: в июне перевозки у российских авиаторов упали на 13,4%, до 4,6 млн человек.
А в июле, по данным Минтранса РФ, объем авиаперевозок снизился на 8% по отношению к июлю прошлого года.
Впрочем, российские компании не одиноки в своих невзгодах. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) в этом году вынуждена периодически ухудшать прогноз убытков авиакомпаний. Согласно последним оценкам IATA, убытки авиаперевозчиков в 2009 году составят $9 млрд (в 2008 году убытки составили $10,4 млрд).
Кроме того, что по данным IATA, эпидемия нового гриппа сократила пассажиропоток по всему миру в среднем на 1%.