Авиакомпании мира переживают не лучшие времена. С кризисом упал спрос, как на деловые перелеты, так и на туристические. А тут еще и эпидемия нового гриппа отбивает у многих желание летать. Авиаторам приходится выдумывать разнообразные акции, чтобы привлечь клиентов. Так, в США теперь можно купить проездной на самолет, что обойдется всего в 6 раз дороже, чем проездной на метро в Нью-Йорке.
Признанный факт, что авиакомпании - одни из тех, кто наиболее тяжело переживает кризис. Спрос на перелеты упал как из-за того, что люди стали экономить на путешествиях, так и по причине снижения деловой активности во всем мире. Кроме того, цена на авиатопливо периодически росла вслед за ценами на нефть.
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) в этом году вынуждена периодически ухудшать прогноз убытков авиакомпаний. Кроме того, что по данным IATA, эпидемия нового гриппа сократила пассажиропоток по всему миру в среднем на 1%.
Согласно последним оценкам IATA, убытки авиаперевозчиков в 2009 году составят $9 млрд (в 2008 году убытки составили $10,4 млрд).
Вот и приходится авиакомпания изобретать все новые акции и бонусы для привлечения клиентов.
Сегодня стало известно, что в США впервые начали продавать проездные билеты на самолет. Такую услугу предложила американская авиакомпания JetBlue, передает РИА «Новости».
Проездной действителен с сентября по октябрь. Первый месячный проездной авиабилет стоит $599, что всего в шесть раз дороже месячного проездного в метро Нью-Йорка.
Человек, купивший такой проездной сможет совершить неограниченное число поездок на всех внутренних рейсах этой авиакомпании.
Кроме того, обладатель проездного сможет отправиться по некоторым зарубежным направлениям: в Мексику, Коста-Рику и страны Карибского бассейна (к слову, спрос как раз на эти направления серьезно упал из-за пандемии нового гриппа).
Напомним, что в августе свою необычную акцию начала немецкая Lufthansa. Компания вводит компенсацию своим пассажирам, если во время их отдыха настанут пасмурные дни.
За каждый дождливый день во время отпуска можно будет получить по 20 евро, однако общая сумма выплат может составить не более 200 евро.
Получается, что авиакомпания страхует пассажирам 10 дней отпуска. Дождливым признается тот день, когда выпадает, как минимум, 5 мм осадков на 1 кв. м, решили в авиакомпании.
Такая страховка распространяется на 36 пунктов назначения по всему миру (деньги за дождь смогут получить те, кто проводит отпуск в Барселоне, Стамбуле, Мадриде, Риме, Дубаи, Каире, Нью-Йорке, Тель-Авиве и Вашингтоне). Правда, эта акция действует только для тех, кто забронировал полет из Германии.
Впрочем, не все авиаперевозчики решают в кризис свои проблемы путем «щедрых» акций. Например, крупнейшая японская авиакомпания JAL (Japan Airlines Corp.) решила на 1 см сократить все свои одноразовые столовые приборы. Кроме того JAL будет подавать вино пассажирам эконом-класса в пластиковых бутылках.
Это позволит JAL снизить взлетный вес, а значит сократить затраты на горючее. Пластиковые бутылки, которые весят в среднем в 7 раз легче стеклянных.
Американская Northwest Airlines в свою очередь отказалась от ложек в большинстве наборов бортового питания. British Airways вообще отказался кормить пассажиров на коротких рейсах (до 2,5 часов) после 10 утра.
В нашей стране авиакомпании чувствуют себя не лучше, чем во всем мире. При этом, о падении цен на авиабилеты в России говорить не приходится. Напомним, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) недавно даже заинтересовалась ценообразованием в авиакомпаниях.
ФАС подсчитала, что когда цены на топливо упали на 30%, билеты на самолет должны были подешеветь на 15%. Однако на российском рынке снижение составило 5-7%.
Глава антимонопольной службы Игорь Артемьев в июле заявлял, что в вопросе цен на авиабилеты россиян «держат за людей, которых доить надо». По мнению Артемьева, необходимо разобраться, почему авиабилеты стоят дороже, если покупать их позже, и «почему можно сдать билеты в театр или на поезд, а на самолет нельзя».
Плачевное положение многих авиакомпаний в России только подталкивает их повышать тарифы. Заметим, что в первом полугодии, по данным Росавиации, компании перевезли всего 18,8 млн пассажиров, что на 18% меньше чем в первой половине прошлого года.
Не исправил ситуацию даже начавшийся сезон отпусков: в июне перевозки упали на 13,4%, до 4,6 млн человек.