Опубликована очередная порция печальной для нашего автопрома статистики. В июле продажи новых легковушек в России упали на 58% по сравнению с июлем прошлого года. Объем продаж вот уже четвертый месяц подряд сокращается более чем на 50%, причем темпы этого процесса ускоряются. Пока правительству не удалось стимулировать населения на покупку авто, несмотря на прилагаемые усилия.
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России продолжают падать. Такие данные опубликовала Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ).
В июле продажи легковушек обвалились на 58% по сравнению с июлем 2008 года. В прошлом месяце было продано всего 115,483 тыс. машин.
Продажи автомобилей в России более чем на 50% падают вот уже четвертый месяц подряд. При этом темпы падения продаж ускоряются. Так, в июне рынок обвалился всего на 56% к прошлому году.
Кстати, в июле продажи упали и по отношению к июню - на 2.6%. А вот в июне по сравнению с маем продажи снизились только на 0.67%.
За семь месяцев с начала 2009 года объем продаж машин в России упал в два раза (до 879,144 штук) в годовом исчислении.
Вместе с тем, за российских производителей авто стоит порадоваться. Так, в десятку наиболее продаваемых с начала года в стране машин, попали семь моделей, производимых в России.
Кроме того, отечественные машины даже потеснили иномарки российской сборки (данные АЕБ включают как импортированные, так и автомобили местного производства). Так, доля иномарок на российском рынке за месяц упала с 69% до 65%.
Продажи иномарок в прошлом месяце снизились по сравнению с июнем на 8.8% до 74,93 тыс. штук, а продажи автомобилей российских брендов выросли на 9.2%, подсчитали аналитики ИК «Файненшл Бридж» на основе материалов АЕБ.
При этом российский гигант «АвтоВАЗ» в июле снизил продажи в годовом выражении только на 42%. По сравнению с июнем «Волжский завод» даже увеличил продажи - на 12.4% до 32,426 тыс. машин. За семь месяцев падение продаж Lada составило «всего» 44%.
Хорошую динамику также показал бренд Renault - его продажи в июле снизились только на 40% (до 7,798 тыс. автомобилей). Продажи самого дешевого и популярного в линейке Renault автомобиля Logan снизились вообще только на 33%.
Ну а с начала года продажи «АвтоВАЗа» сократились на 44%. GM Group снизила реализацию автомобилей в России на 54%; Ford Group - на 55%; Toyota Group - на 60%; Nissan Group - на 51%; Hyundai - на 66%; Renault - на 36%; группа «ГАЗ» - на 60%, Sollers - на 46%.
Volkswagen Group за отчетный период снизила продажи в РФ на 17%; PSA Peugeot Citroen - на 14%.
Так или иначе, но статистика АЕБ весьма печальна. Не более радостной выглядят и данные Росстата, согласно которым за первое полугодие производство легковых автомобилей обвалилось на 60%.
По итогам года Министерство промышленности РФ ожидает падение продаж на 60%. PricewaterhouseCoopers прогнозирует, что в 2009 году рынок сожмется на 50-60%, а сама АЕБ ожидает падения на 42%.
С одной стороны, значительное падение продаж автомобилей не стало неожиданностью. Российский автопром, как и автомобильная промышленность во всем мире, существенно пострадал в кризис. Ведь автомобиль достаточно дорогое удовольствие. В нынешней ситуации большинство граждан вынуждены отложить подобные покупки.
Однако правительствам многих стран удается-таки стимулировать населения на приобретение новеньких авто. Автомобильный рынок США, безусловно, стал одной из крупнейших жертв кризиса. Вместе с тем, он, похоже, уже начал оправляться после потрясения.
Американское руководство запустило и теперь даже расширяет успешную программу по выкупу у граждан ветхих автомобилей.В рамках программы «деньги за драндулет» (cash-for-clunkers) американцу предоставляется субсидия на $4.5 тыс. на покупку нового автомобиля взамен старого, менее экономичного.
Впрочем, в готовности выкупать у населения автохлам американцы отнюдь не единственные. Пожалуй, первой страной, разработавшей программу выкупа ветхих авто в период кризиса, была Германия (в частности, в ФРГ введены дотации в 2.5 тыс. евро на покупку нового автомобиля каждому, кто сдаст на утилизацию свою машину старше 9 лет).
Инициативу Германии уже перехватил и ряд других европейских государств. Заметим, что эксперты отрасли не раз называли целесообразным разработку подобной программы и для нашей страны.
Ну а в России, главной программой по стимулированию спроса является субсидирование процентов (на 2/3 ставки рефинансирования) по автокредитам. Напомним, в начале июля премьер-министр России Владимир Путин объявил о расширении модельного ряда автомобилей, на покупку которых предоставляются льготы.
Теперь получить льготный кредит можно будет при покупке автомобиля стоимостью до 600 тыс. руб. вместо 350 тыс. руб. Кроме того, с 30% до 15% снижен размер максимальной предоплаты.
По данным Минпромторга, что сейчас по программе льготного автокредитования выдано 23 411 кредитов. Около 80% автомобилей, купленных по этой программе - Lada, еще 5% - Renault Logan.