Как уже неоднократно подмечалось экспертами, туристы - те немногие, для кого кризис может стать выгодным. Существенно упали расценки на все туристические услуги, включая гостиничные. Значительно подешевели даже московские отели. Впрочем, они все еще остаются одними из самых дорогих в мире, поскольку прежде цены на гостевое проживание в столице России были почти в 2 раза выше среднеевропейских.
Падение цен на отели в Москве прежде всего, связано со снижением туристического потока в столицу России, рассказали Bigness.ru в компании Blackwood, подготовившей обзор рынка коммерческой недвижимости за первое полугодие 2009 года.
Уровень загрузки московских отелей в первом полугодии нынешнего года снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Например, заполненность недорогих гостиниц за этот период составила всего около 40%, против 75% годом ранее. Загрузка отелей среднего класса составила порядка 45% против 74%. Также существенно упал показатель дохода на номер (RevPar) - на 35% и 49% соответственно.
Под влиянием кризиса уровень дохода на номер столичных гостиниц начал падать рекордными темпами, хотя на протяжении последних лет Москва была одним их лидеров по росту этого показателя.
Сегодня среди европейских городов Москва занимает одно из последних мест по приросту RevPar, как и Россия в целом.
Впрочем, несмотря на снижение показателя более чем на 40%, по его абсолютному значению Москва продолжает удерживать позиции.
Снижение доходов с номера с одной стороны, связано с падением самой цены на номер, с другой - обусловлено снижением заполняемости отелей. А вот загрузка гостиниц снизилась по причине спада туристического потока в столицу, уточнили эксперты Blackwood.
Только по предварительным в первом полугодии интерес к златоглавой проявило на 10-15% меньше туристов, чем годом ранее. Причем максимально снизилась активность индивидуальных туристов.
Такой печальный результат, помимо прочего, объясняется слабым продвижением Москвы как туристического направления в других странах.
В нынешней непростой экономической ситуации владельцам гостиниц приходится прикладывать максимум усилий, чтобы привлечь клиентов, рассказали эксперты.
Однако гостиничные операторы предпочитают не снижать тарифы на размещение официально (в особенности сетевые гостиницы высокого класса).
Вместо этого отели предлагают своим гостям дополнительные скидки, бонусы, подарки и пр. Например, гостиницы предлагают различные дополнительные услуги, включенные в стоимость номера, специальные групповые тарифы, скидки при длительном размещении или в выходные дни и т.п.
Такой подход позволяет операторам сохранять номинальные цены и создавать видимость стабильности, пояснили аналитики.
Тем не менее, вышеперечисленные приемы все равно снижают стоимость проживания в отеле. Тогда как длительное время дефицит предложения, характерный для Москвы, позволял операторам удерживать цены продаж на уровне более чем в 2 раза, превышающим средний по Европе показатель.
Поэтому, несмотря на существенное снижение, цены на размещение в Москве остаются высокими.
Кроме того, кризис вообще заставил большинство инвесторов отказаться от планов по строительству новых гостиниц. Поэтому рассчитывать на рост предложения на гостиничном рынке столицы, которое может повлечь за собой снижение цен, не приходится.
Ситуация с темпами строительства новых гостиничных объектов, которые из года в год отстают от запланированных, в настоящее время усугубляется кризисом, подчеркнули наши собеседники.
Перенесены сроки ввода в эксплуатацию многих знаковых проектов, ранее заявленных к открытию в 2009 год (в их числе гостиница «Москва», Lotte Hotel, гостиница «Россия»). Реализация некоторых других проектов остановлена (гостиничные проекты Икеа, гостиничный комплекс «Кремлевский»).
Однако на будущее Москва остается весьма привлекательной для инвестиций в гостиничный бизнес. Поскольку качественные предложения здесь до сих пор в дефиците, гостиницы среднего класса, соответствующие международным стандартам, вообще практически отсутствуют. Вместе с тем стоимость номера и доход с номера остаются весьма высокими.
Поэтому проекты, начатые сейчас, которые все-таки будут достроены и выйдут на рынок в момент его роста позволят их владельцам получить максимальную прибыль в условиях слабой конкуренции.