Мир движется к "катастрофическому энергетическому кризису". Дефицит нефти будет ощущаться все сильнее, начиная уже с 2010 года, считает главный экономист МЭА Фатих Бироль. Ажиотажный спрос на сырье, разумеется, вызовет рост цен на углеводороды. Средняя цена за баррель нефти в текущем году вырастет до $70-75, предполагает Нуриэль Рубини, влиятельный экономист, предсказавший начало кризиса.
Мир движется к «катастрофическому энергетическому кризису». Дефицит «черного золота» будет ощущаться все сильнее, начиная уже с 2010 года. Такое заявление сделал главный экономист Международного энергетического агентства или МЭА (International Energy Agency - IEA) Фатих Бироль.
Нехватка нефти наступит из-за быстрого истощения крупнейших мировых нефтяных месторождений, большинство из которых уже прошли свои производственные максимумы.
Выводы МЭА базируются на первом комплексном исследовании состояния более 800 нефтяных месторождений в различных частях мира, передает «Итар-ТАСС». Они представляют собой около 75% об общих мировых запасов нефти.
Фатих Бироль сообщил, что большинство из данных месторождений уже прошли своей производственный пик.
В результате быстрого истощения их запасов, производство на этих месторождениях сейчас падает в два раза быстрее, нежели это прогнозировалось еще два года назад. По оценкам МЭА, снижение добычи нефти в существующих месторождениях сегодня составляет 6,7% в год по сравнению с 3,7% в 2007 году.
Бироль также сообщил, что пик объемов добычи нефти будет достигнут в мире в ближайшие 10 лет (то есть, почти на десятилетие раньше, чем прежде считали правительства многих стран).
Однако выход мировой нефтяной промышленности на производственный максимум не спасет ситуацию, так как по завершению кризиса спрос на нефть будет быстро увеличиваться.
Если даже не произойдет значительного взлета спроса на нефть, мировая экономика должна найти к 2030 году «шесть новых Саудовских Аравий», чтобы удовлетворить свои потребности, заметил Бироль.
Представитель МЭА призвал мир как можно быстрее найти замену нефти в мировой энергетики. «Мы должны отказаться от нефти раньше, нежели она закончится», - подчеркнул он.
Добыча нефти уже достигла пика в не входящих в ОПЕК странах, и эпоха дешевой нефти подошла к концу, предупредил Фатих Бироль.
Вместе с тем, ажиотажный спрос на нефть и ее дефицит должны таки привести к росту цен на «черное золото».
На этот счет намедни также высказался один из самых влиятельных экономистов современности, профессор Нью-йоркского университета Нуриэль Рубини. Господин Рубини заявил, что рост цен на сырьевые товары может продолжиться, так как мировая экономика выходит из кризиса.
Он сделал предположение, что средняя цена барреля нефти в 2010 году может составить $70-75.
Напомним, что Рубини получил известность после того, как точно предсказал сроки наступления мирового кризиса и назвал его основные параметры. Сейчас он отмечает улучшение общей деловой конъюнктуры и приход экономического оживления. Но процесс будет медленным и затяжным. По его оценкам, падение мирового ВВП составит 2% в 2009, но в будущем году он вырастет на 2,3%.
Ну, а Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) вообще считает, что цены на нефть уже к концу 2009 года достигнут $80 за баррель. Такой прогноз озвучил представитель Ирана в ОПЕК Мохаммад Али Хатиби.
Справка: ОПЕК добывает порядка 40% мировой нефти. В ОПЕК входят 12 стран: Алжир, Ангола, Эквадор, Иран, Ирак, Кувейт, Ливия, Нигерия, Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ и Венесуэла.
С 1 января 2009 года суммарный объем добычи входящими в картель странами составляет 24.8 млн баррелей в сутки.
Хатиби говорит, что росту цен на углеводороды будет способствовать положительная тенденция на нефтяном рынке.
Он так же отметил, что, страны, входящие в картель, на предстоящей встрече в сентябре могут потребовать снижения квот на добычу нефти в случае продолжения падения цен.
Напомним, ОПЕК приняла решение о сохранении квот на добычу нефти в ходе майского заседания, отметив, что ожидает увеличения спроса.
С вопросом о том, действительно ли скоро мир будет остро нуждаться в углеводородном сырье Bigness.ru обратился к доктору экономических наук, директору Нефтегазового института имени академика Л.С. Лейбензона Тамаре Канделаки. Эксперт подчеркнула, что прогнозы МЭА не всегда корректны, поскольку не охватывают данные о ситуации во всем мире. Однако «других цифр нет», - заметила наша собеседница.
Вместе с тем, дефицит нефти действительно возможен. В настоящее время большинство нефтедобывающих компаний, в том числе и в странах ОПЕК, и в России, сократили свои инвестиционные программы по разработке новых месторождений (заметим, что Инвестиционная программа российского гиганта - «Газпрома» - на 2009 год может быть уменьшена на 30%).
Дело в том, что многие месторождения (особенно в нашей стране) разрабатывать дорого.
Инвестировать в добычу нефти в них целесообразно только при высоких ценах на «черное золото». А в случае, когда цена нефти не окупает себестоимость, «проще скважину закрыть», - заметила Тамара Канделаки.
Кроме того, нефтепроизводители в нынешней ситуации стали меньше вкладывать и в геологоразведку.
В то же время, резко увеличить добычу нефти в случае роста спроса и цен на нее, не удастся. Поскольку разработка новых месторождений требует времени.
Таким образом, падение добычи в сегодняшней ситуации естественно, заметила наша собеседница. Впрочем, это не «всемирная катастрофа», считает Тамара Канделаки. Ведь, по прогнозам того же МЭА, в среднесрочной перспективе сократится и потребление нефтепродуктов, поскольку сегодня запасы нефти в странах, которые публикуют данные, огромны.
Так, по мнению International Energy Agency, потребление нефти в 2009 году снизится на 3%. Вместе с тем, мировой спрос на нефть с 2008 по 2014 годы в среднем будет расти на 0.6% в год. И этот прогноз значительно ниже предыдущего прогноза Агентства, опубликованного в июле прошлого года, когда цены на нефть «зашкаливали» за $140 за баррель.
Тогда МЭА предполагало ежегодный рост спроса на 1.6% между 2007 и 2013 годами.
Впрочем, Россия в любом случае сможет удовлетворить собственные потребности в нефти. Поэтому нашей стране не стоит волноваться по поводу дефицита «черного золота».